ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
ОБЪЕДИНИМСЯ ВОКРУГ ИМЕНИ БОЖИЕГО - РОССИЮ СОХРАНИМ!
Родился 3 августа 1946 года в Москве.
Отец – Бурляев Петр Диомидович (1907 г.р.). Мать – Михайлова Татьяна Александровна (1911 г.р.). Дедушка и бабушка Николая – Людмила и Диомид Бурляевы – были актерами передвижных малороссийских театров, под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции. Дед был комиком, а бабушка – драматической актрисой.
Впервые Николай пришел на киностудию в 1957 году вместе с братом Борисом, который к тому моменту уже снялся в фильме «Два друга» у режиссера В. Эйсымонта. Николай и Борис пробовались на роль Вилли Ланге – режиссер Л. Арнштам готовился к съемкам советско-болгарского фильма «Урок истории». Роль досталась брату, после чего огорченный Коля практически перестал думать об актерстве.
И все-таки его судьбой должно было стать кино. Когда Коле было 13 лет, случай свел его с Андреем Кончаловским, который учился во ВГИКе на режиссерском. Новый знакомый предложил мальчику роль в короткометражном поэтичном фильме «Мальчик и голубь», над которым Кончаловский работал на учебной студии. Дебют более чем удался: на престижнейшем Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году на конкурсе фильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в главной роли завоевала «Бронзового льва св. Марка».
Кто мог подумать, что после Ванюшки в потрясающей сцене с Бондарчуком в «Судьбе человека» появится другой мальчишка из войны – им оказался Иван (не просто ласково – Ванюшка, но жестко, по-мужски – Иван) в картине «Иваново детство» (1962). Мститель, маленький разведчик, оборвыш с убийственным металлом в руке. Как и лента «Мальчик и голубь», фильм «Иваново детство» с участием Бурляева поехал на кинофестиваль в Венецию-62. В результате – «Золотой лев св. Марка». До ХIII кинофорума ни одна советская картина не получала здесь такой премии. Когда Бурляев придет во ВГИК, на режиссерский факультет, ему будут показывать по курсу мастерства кадры «Иванова детства». Он, участник творческой победы, станет смотреть на свою работу со стороны – как рядовой студент...
К вахтанговцам в Школу-студию имени Б.В. Щукина – знаменитую «Щуку» – Николай поступил сразу на 2-й курс актерского факультета после окончания средней школы в 1964-м. Вместе с ним учились Анастасия Вертинская и Никита Михалков. В дипломном спектакле «Волки и овцы», поставленном Е. Симоновым, тогдашним главным режиссером Вахтанговского театра, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. Вторым дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных мужчин» Р. Роуза. Режиссером выступил Н. Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.
В 1968 году Бурляев окончил актёрский факультет театрального училища им. Б. Щукина. В 1961—1964 работал в Московском академическом театре им. Моссовета. В 1967—1968 в Московском театре им. Ленинского комсомола. В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма, Л. А. Кулиджанова).
В 1967 году Андрей Тарковский заканчивает грандиозную кинофреску «Андрей Рублев». Завершающая новелла гениального фильма – «Колокол». Ее герой – Бориска, сын умершего мастерового, в рваной, прохудившейся одежонке, с выпирающими от худобы ключицами, берется вместо отца отлить колокол для великого князя. Венец фильма, по сути, есть гимн могучему творческому духу русского народа. Бориска для Бурляева и Тарковского – это будущее Отечества, его молодая сила, способная на героику и любые испытания. Молодой актер сыграл азартно, вдохновенно. Каково приходилось Николаю Бурляеву, 20-летнему артисту, когда картину «Андрей Рублев» – с его поразительным участием – наглухо запретили!
«Молодость не имеет права уставать», – заметит Николай Бурляев в середине 1970-х. Он бежал по целлулоидной пленке, как веснушчатый подросток Иван по речной отмели: стремительно, легко. «Вступление» – Олег Якубовский (1963), «Мальчик и девочка» (1966), «Герой нашего времени» – слепой в новелле «Тамань» (1967), «Служили два товарища» – поручик Лукашевич (1968), «Мама вышла замуж» – задиристый, взрывчатый Борька Голубев (1970). Критика отмечала характерные черты искусства актера: тонкость, интеллигентность, глубокий психологизм.
Этапной для себя Бурляев считает роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока» (1972). Герою 25 лет, столько же было и актеру. Во время съемок режиссер А. Баталов говорил журналистам: «Для молодого человека такая роль – почти непосильный груз. Но тем не менее мы твердо решили, что Алексея Ивановича будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском». Картина почему-то задела госчиновников, больше Алексей Владимирович Баталов постановок в кино не получал.
В 1976 году Бурляев оканчивает режиссерский факультет ВГИКа, для защиты диплома он выбирает «крепостной очерк» «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Режиссер и актер наделяет своего Ваньку энергией, веселостью, озорством, вызовом – этакий мятежник волостного масштаба. Экранизация получилась вольной. На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения. В 1970-х годах Бурляев снимается несколько реже, чем раньше: «Трын-трава», «Отпуск в сентябре», «Маленькие трагедии»...
Быть, а не казаться – его девиз. Не много времени отпущено человеку для земного пути, поэтому главное – уберечь душу свою от искуса. Из 70 фильмов, в которых участвовал Бурляев, его устраивают сейчас менее двадцати.
1984 год приносит актеру заметную роль в фильме «Военно-полевой роман» П. Тодоровского. Киномеханик Саша Нетужилин, бывший молоденький солдатик, рядовой, наделен чувством доброты и сострадания. В послевоенной Москве он нравственно спасает опустившуюся красавицу медсестру, в которую был тайно, бесконечно влюблен на фронте. Актер продуманно переводит образ в щемящую тональность родниковой русской традиции: пожалей слабого, согрей нищего, отдай свою рубашку сирому. Фильм был удостоен десятков международных наград, в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью. В 1984 году Н. Бурляеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором выступает как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа над фильмом длилась шесть лет. В съемках было занято 5000 человек, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, потоком звучат стихи гениального поэта в страстном, огненном чтении самого постановщика. Фильм охватывает всю короткую жизнь Лермонтова: от рождения до гибели в Пятигорске от пули бывшего приятеля Мартынова.
Обвальная негативная оценка этого фильма критиками была вызвана якобы «националистическим экстремизмом» Бурляева. Хотя никакого отношения к обществу «Память» художник не имел. Примечательно, что «Лермонтов» ни разу не был показан на Центральном телевидении. Ролей у Николая Петровича стало совсем мало. В 1989 году на студии «Беларусьфильм» актер снялся у В. Турова в картине «Высокая кровь» (Филипп).
Затем режиссер Ю. Кара пригласил Бурляева на роль Иешуа в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита».
Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Бурляев причастился и получил благословение на съемки от архиепископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме. Журналист «Недели» изгалялся: «Эпатирующе смелым можно назвать решение Кары пригласить на роль Иешуа актера, чья однозначно скандальная репутация вынудила отвернуться от него демократическое киночеловечество». Судьба фильма сложилась драматически из-за финансовых противоречий.
Через 10 лет после «Военно-полевого романа» Тодоровский пригласит Бурляева на фильм «Какая чудная игра», где актер сыграет коменданта общежития Мих Миха, увечного фронтовика. Со стороны постановщика такое решение станет поступком – в 1994 году на Бурляева уже велась «псовая охота», и тем не менее эта роль второго плана номинировалась на премию «Ника».
Режиссерскую работу Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. Минск определил важнейшее для Николая Петровича жизненное и творческое решение: вместе с Виктором Туровым и актером Владимиром Гостюхиным Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею. Выполняя давнишнюю заветную мечту о поддержке русского кинематографа и объединении всех здоровых нравственных сил славянского киномира, Бурляевым в апреле 1992 года был организован киноцентр «Русский фильм».
Первым практическим деянием киноцентра стало создание Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь».
Было решено открывать МКФ в день памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 фильмов и 30 участников – достаточно скромные цифры. Зато он сразу стал международным: были представлены Россия, Беларусь, Украина и по одной картине от Чехии и Словакии.
В условиях деградации постперестроечного кино «Витязь» оказался способен подставить плечо художникам, чья совесть жила судьбой России, славянства, кто знал историю своего народа. В тот незабываемый 1992 год экранное оформление христианской культуры выпало на долю «Золотого витязя».
Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде – городе, который называют «сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеофильмов. Девиз фестиваля – «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Бессменный президент «Золотого витязя» Николай Бурляев, отдавая своему детищу всю творческую энергию, провел более полутора десятка кинофорумов, каждый раз получавших благословение Святешего Патриарха. Бурляевым было создано Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, насчитывающее сегодня почти три тысячи деятелей экрана.
Награжден орденами Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского.