Среда, 30 Октября, 2024

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОБЪЕДИНИМСЯ ВОКРУГ ИМЕНИ БОЖИЕГО - РОССИЮ СОХРАНИМ!

Волонтерский проект

В июне-сентябре 2018 года региональное отделение МОО «Союз православных женщин» в Смоленской области реализовало  «Волонтёрский просветительский проект по оказанию помощи детям в чрезвычайных ситуациях», ставший победителем конкурса малых грантов «Доброволец – 2018».
Партнерами в организации мероприятий проекта стали Смоленская епархия Русской Православной Церкви, Комитет по образованию Администрации Муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Главное управление МЧС России по Смоленской области, Военная академия ВПВО ВС РФ им. Маршала А.М.Василевского, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, Управление ФСБ России по Смоленской области, МБОУ «Пригорская средняя школа».
Волонтерский просветительский проект по оказанию помощи детям в чрезвычайных ситуациях направлен на формирование знаний основ эффективного поведения педагогов при нападениях и в чрезвычайных ситуациях, формирование психологической готовности к применению полученных знаний, совершенствование умений по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, развитие духовной готовности к защите детей и самозащите.

В рамках проекта была разработана Просветительская программа по безопасности и гражданской обороне для педагогов, призванная обогатить объем знаний, умений и навыков учителей для формирования необходимых компетенций, которые обеспечат помощь детям в чрезвычайных ситуациях, в вопросах выживания в экстремальных условиях. В конце августа для реализации программы на базе МБОУ «Пригорская средняя школа» было организовано 6 учебно-практических занятий команды волонтеров с преподавателями двух сельских школ Смоленского района и двух воскресных школ Борисоглебского благочиния.
Первое лекционно-практическое занятие было посвящено основам комплексной безопасности и поведения во время чрезвычайных ситуаций. Особое внимание в ходе мероприятия было уделено безопасному поведению на воде и у воды в летнее время, оказанию первой помощи пострадавшему.
В своем выступлении Заместитель Начальника отдела БЛВО Главного управления МЧС России по Смоленской области Уваров Сергей Владимирович особо обратил внимание собравшихся на то, что нужно обязательно проводить работу с детьми и родителями о поведении на воде и у воды. Ведь бесконтрольное со стороны родителей поведение детей на водоемах приводит к трагическим последствиям. Живым примером этому является гибель в начале августа этого года троих детей в реке Западная Двина в г. Велиж Смоленской области. Сергей Владимирович напомнил также о том, что купаться необходимо в специально организованных для этого местах, а также использовать индивидуальные спасательные жилеты для детей.
Заведующий Центром медицины катастроф при Областной клинической больнице Михайлов Михаил Александрович провел практическое занятие с преподавателями по оказанию первой помощи на воде. Учителям было подробно и в доступной форме рассказана и показана последовательность действий по спасению утопающих, техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

22 августа на втором лекционно-практическом занятии перед собравшимися выступила старший инспектор ОНД и ПР Смоленского и Монастырщенского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области Герасимова Дарья Дмитриевна.
Мероприятие было посвящено правильной организации действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны с целью предупреждения возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения педагогов и школьников при возникновении пожара. Поэтапно были разобраны два рекомендуемых варианта действий: когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже невозможна. Также в ходе занятия были освещены вопросы пользования огнетушителями и подручными средствами пожаротушения, обучения эффективности действий учителей и учащихся во время пожара. Педагогам были даны рекомендации по обучению пожарной безопасности учеников начальной, средней и старшей школы, а также они были обеспечены информационными листовками «Меры пожарной безопасности», «Если в школе случился пожар», «Не допускайте пала сухой травы!».
В заключении мероприятия Дарья Дмитриевна ответила на вопросы собравшихся, которые затронули не только тему пожара в учебном заведении, но и темы пожара в быту и в жилом доме.

Третье занятие было организовано при содействии Смоленской областной общественной организации ветеранов органов государственной безопасности (председатель Совета Паневин В.А.) и посвящено основам противодействия терроризму и экстремизму. Перед собравшимися выступил сотрудник Управления ФСБ России по Смоленской области. В ходе беседы были обсуждены вопросы общей безопасности и противодействия внешним террористическим угрозам, обеспечения личной безопасности и правил поведения при возможной опасности взрыва, обеспечения безопасности в случае захвата в заложники,  последовательность действий при получении анонимных звонков о «минировании» здания школы. Для учителей был специально подготовлен раздаточный материал – информационные листовки «Правила поведения заложников», рассказывающий о том, как правильно вести себя, если оказался в заложниках, как анализировать ситуацию во время захвата, как правильно действовать во время освобождения (штурма) и после него.
Отдельное внимание было уделено вопросам безопасности детей и подростков в интернет-сети. Ведь в России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Обязанность взрослых — защитить их, сделать интернет максимально безопасным.
Четвертое занятие было посвящено духовно-нравственным основам безопасности  во время чрезвычайных ситуаций. Перед педагогами выступил настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца поселка Пригорское Смоленского района протоиерей Роман Павлишов.
Проблема духовно-нравственной безопасности является одной из актуальных проблем современного российского общества. Ранее считалось, что безопасность - это защищенность общества от военной угрозы. Однако защита от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, соблюдение безопасности и охраны окружающей среды также являются на сегодня важнейшими условиями нашей жизни. История России никогда еще, даже в самые сложные и решающие эпохи, не ставила так вопрос о безопасности, как сейчас. В современном обществе происходит разрушение таких базовых понятий как «государственность», «служение», «ответственность», «совесть», «нравственность».
В своем выступлении протоиерей Роман Павлишов отметил: «Для того, чтобы нам с вами справляться с чрезвычайными ситуациями нужны силы. А где их взять, если ежедневно мы сталкиваемся с плюрализмом мнений. Отсутствие авторитетов, их отрицание приводит к тому, что человек разрушает себя и свою жизнь. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Перед Вами, дорогие учителя, стоит задача стать лидером в учебном процессе, установить доверительные отношения с вашими учениками, чтобы в любых непредвиденных ситуациях они пошли за вами.  Вы идете на это служение потому, что у вас есть внутреннее призвание, ответственность педагога за воспитание личности, вы являетесь гарантом духовной безопасности. Необходимо, чтобы между вами и каждым ребенком сложился диалог, чтобы вы стали для него наставником. Мы должны показать молодому поколению, что оно не может быть поколением без определенных ориентиров. А эти ориентиры и есть десять христианских заповедей Божиих. Все мы – педагоги, родители, бабушки и дедушки, - все должны стоять на страже духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, направлять их, иначе никакой духовно-нравственной безопасности наших детей, в том числе и нас с вами, не будет».

На пятом учебно-практическом занятии перед собравшимися выступила доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Осипова Наталья Николаевна.
На занятии были рассмотрены типы поведенческих реакций в экстремальной ситуации в зависимости от возраста, особенности оказания первой психологической помощи в экстремальной ситуации, последствия  влияния экстремальной ситуации на психическое здоровье, изучены эффективные совладающие (копинг-стратегии) в экстремальной ситуации.
В условиях постоянно растущего числа чрезвычайных ситуаций проблемы безопасности выходят на первый план, а умение адекватно реагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций определяется сформированностью механизмов психологической защиты, так как именно они первыми выступают на защиту организма и психики.
Во время шестого учебно-практического занятия доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии  ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России Муханов Сергей Григорьевич рассказал собравшимся о способах оказания помощи при различного рода кровотечениях, при удушении газами, при ожогах и при переломах.
Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность, если мы говорим о полицейских, сотрудниках МЧС, военнослужащих, пожарных. Однако, умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык, который в экстренной или чрезвычайной ситуации может спасти чью-то жизнь.
Завершающим мероприятием Просветительской программы стала учебно-полевая игра, прошедшая в сентябре в МБОУ «Пригорская средняя школа».
Для отработки навыков эффективного поведения во время нападений и в чрезвычайных ситуациях в ходе учебно-полевой игры были разыграны три заранее спланированных сценария «Неадекватный ученик», «Неадекватные люди в школе», «Захват заложников». В ходе открытых уроков ученики и учителя отработали модели поведения в критических ситуациях, продемонстрировали варианты действий в целях обеспечения собственной безопасности, навыки оказания первой помощи. Данные занятия помогли учащимся усвоить навыки распознавания опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, определить способы возможной защиты, способствовали формированию умений взаимодействовать с окружающими в выполнении различных социальных ролей во время чрезвычайных ситуаций и способствовали укреплению психологического здоровья.
В мероприятии приняли участие представители РО МОО «Союз православных женщин» в Смоленской области, Смоленской епархии, специалисты Комитета по образованию Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, курсанты Военной Академии ВПВО ВС РФ им. Маршала А.М. Василевского, учителя и учащиеся 7, 8, 11 классов МБОУ «Пригорская средняя школа».
Полученные в рамках проекта знания и навыки помогут в формировании духовно-нравственных качеств у учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность. По завершении открытых уроков, выступая перед учениками, настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца поселка Пригорское Смоленского района протоиерей Роман Павлишов сказал: «Реалии нашей жизни таковы, что мы с вами можем столкнуться с опасными ситуациями не только в быту, на улице, на отдыхе, но и в школе. Надеемся, что мы никогда не окажемся в подобных ситуациях, но, тем не менее, мы должны быть психологически и духовно готовы к тому, что такое возможно».
Созданный по итогам учебно-полевой игры видео-ролик планируется использовать для демонстрации в школах на уроках ОБЖ в качестве ознакомительного пособия и распространения опыта по обеспечению собственной безопасности в чрезвычайных ситуациях.
На встрече с партнерами и участниками волонтерского просветительского проекта, подводя итоги его реализации, Председатель Правления РО МОО «Союз православных женщин» в Смоленской области, руководитель Регионального отделения ООД «Россия православная»  Людмила Петровна Азаренкова отметила важность и актуальность проектов в области безопасности жизнедеятельности: «Сегодня, в такое неспокойное время, когда в мире растут преступность, террор, военные конфликты, случаются экологические катастрофы и другие бедствия, жизнь человека стала сложной, трудной и чрезвычайно опасной. В этих условиях перед всеми нами встает задача обеспечения безопасности подрастающего поколения. И одним эффективных методов работы является «профилактика». Недаром народная мудрость гласит: «Бережёного – Бог бережёт». Но, обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, то есть  от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы и от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мы уверены, что мероприятия, проведенные в рамках проекта, способствовали формированию у вас, уважаемые учителя, необходимых компетенций и умений, психологической и духовной готовности для эффективного поведения в чрезвычайных ситуациях».

В завершении встречи педагогам были вручены сертификаты о прохождении в рамках проекта Просветительской программы, а все участники и партнеры проекта были награждены благодарственными письмами.