Вторник, 16 Июля, 2024

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОБЪЕДИНИМСЯ ВОКРУГ ИМЕНИ БОЖИЕГО - РОССИЮ СОХРАНИМ!

VI съезд некоммерческих организаций России

VI СЪЕЗД НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ ОБЪЕДИНИЛ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ НКО – ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 75 РЕГИОНОВ РФ
В РОССИЙСКИЙ СОЮЗ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1-4 декабря 2015 года в Москве в Российской государственной библиотеке состоялся
VI Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 413 делегатов из 75 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Армении, Бельгии, Германии, Дании, Казахстана, Нидерландов, Узбекистана, Чехии, Китая и других стран.
Съезд некоммерческих организаций России – крупнейшее ежегодное независимое событие, в котором участвуют представители наиболее авторитетных некоммерческих организаций, органов государственной власти, социально ответственного бизнеса, российских и международных институтов, общественности.
Проходивший в течение четырех дней Съезд включил в себя 26 мероприятий различного формата (пленарно-конгрессную часть, конференции, секции, семинары, мастер-классы, практикумы, церемонии награждения, экскурсионно-культурную программу и др.), более 100 выступлений делегатов.

В рамках Съезда 1 декабря состоялась учредительная конференция Российского союза некоммерческих организаций. За создание Союза проголосовали делегаты Съезда из 71 субъекта РФ.
Ключевая цель Союза – защита прав и представление интересов третьего сектора в вопросах взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом, СМИ, а также с международными профильными организациями, поддерживающими политику России.
Главными организаторами мероприятий выступили Общероссийский совет некоммерческих организаций и Агентства развития информационного общества «РАРИО». Мероприятия прошли при участии Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, Российской академии наук, Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ), Министерства экономического развития РФ, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», Союза защитников информации.
Генеральный партнер мероприятий – Оператор магистральной связи «РустелепОрт».
В адрес Съезда поступили многочисленные приветствия, правительственные телеграммы и письма поддержки от известных государственных и общественных деятелей России, которые заявляли о необходимости консолидации некоммерческого сектора и поддерживали инициативу делегатов Съезда о создании Российского союза некоммерческих организаций.

В четырехдневных мероприятиях Съезда приняли участие: председатель Оргкомитета Съезда, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей ТУМАНОВ, заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН и др.
Делегаты Съезда единодушно поддержали курс, избранный Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ на продолжение демократических преобразований в нашей стране, и указали на необходимость консолидации российского гражданского общества, его системной и наиболее активной части – некоммерческого сектора, для решения важнейших задач социально-экономического развития.
«Некоммерческие организации особым образом сплочены с нашим государством и удивительным образом связаны со временем. Мы давно поставили знак равенства между своей жизнью и идеей лучшей жизни для всех граждан нашей страны. Именно поэтому я считаю, что мы, безусловно, ответственны за судьбы страны, ведь испокон веков из уст в уста переходит народная мудрость о том, что за все, что происходит, отвечают именно служители добра», – отметил председатель Организационного комитета Съезда, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ, открывая высокое собрание.
«Однако, не хотелось бы лить елей на некие идеальные отношения НКО и власти, их до сих пор нет. Некоммерческие организации, российско-советская история которых насчитывает сотни лет, по сути, до сих пор не участвуют в должной мере в делах государства. Тем не менее, именно НКО, находящиеся сейчас в состоянии фактической ежедневной борьбы за собственное выживание, могут и должны отвечать за наше будущее».
Продолжая свою мысль, Александр АЙГИСТОВ констатировал, что наши элиты совсем не говорят о том, как помогают тушить пожары или спасают людей при наводнениях, как ухаживают за больными или облегчают жизнь инвалидам, как участвуя в поисковой деятельности, помогают восстановить историческую справедливость… Они больше рассуждают о дороговизне стоимости иностранной валюты, проблемах отсутствия на прилавках пармезана, причудах современной моды, сокращении излюбленных мест для отдыха за рубежом и т.п.
«Если философски осмыслить наше время, то очевиден вывод, что наши сегодняшние так называемые элиты находятся по большей части в некоем анабиозе, самосозерцании, в самоустранении от дел и проблем государства. Глубинный же смысл их существования взяли сегодня на себя именно общественные независимые некоммерческие организации и структуры», заявил Александр АЙГИСТОВ.
Касаясь проблем некоммерческого сектора, руководитель РАРИО отметил, что доля социально-ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет около 70%, в то время как в России всего 13,5%. И в этом, по мнению Александра АЙГИСТОВА, вина государства не основная.
«Считаю, в нашей стране при сложившейся ситуации именно представители НКО должны полностью пересмотреть свою позицию пассивных наблюдателей, перевести ее на новые рельсы. Необходимо не ходить кругами вокруг властей, ежегодно надеясь, что может обвалится грант, вдруг предоставят помещение с большой скидкой, дадут команду местной прессе написать что-то хвалебное о деятельности НКО…  Лучшие руководители некоммерческих структур с безупречной репутацией должны войти во властные структуры как в местных, региональных, так и в высших государственных органах. Ну, при этом, конечно, не забывать – откуда и зачем туда пришел!»
Председатель Оргкомитета Съезда решительно заявил о необходимости скорейшего объединения и консолидации всех структур российских НКО на уровне сел и городов, регионов, округов и на федеральном уровне.
«Силу нашу должны почувствовать, понять, что нас много, и мы едины», - подытожил Александр АЙГИСТОВ.

Продолжая мысль о консолидации некоммерческого сектора, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей ТУМАНОВ призвал делегатов быстрее объединяться в сильный Союз, т.к. требовать, а не просить, могут только сильные и сплоченные. «…Зачем просить что-то у депутатов? Избирайтесь сами депутатами – в Думе, в городах, в районах... Используйте свое конституционное право. Давайте вообще поменьше у кого-то что-то просить. Еще раз подчеркиваю, нужно не просить, а требовать! Но требовать могут только сильные люди. Вот госструктуры, например, как устроены? Это – как школьный подростковый класс – делятся не по уму, а по силе, выполняют требования только тех, кто может воздействовать на них еще большей силой. И вы, российские некоммерческие организации, должны быть сильными. А для того, чтобы быть сильными – нужно объединиться в свой независимый союз, работать над одной целью – чтобы страна жила и развивалась!»
В прениях делегаты Съезда напомнили, что первый шаг в этом направлении уже был сделан в 2012 году, когда на третьем Съезде НКО был создан Общероссийский совет некоммерческих организаций (Совет Съезда НКО России), куда вошли представители различных регионов РФ из числа делегатов Съезда. Усилиями Совета тогда удалось решить ряд вопросов и реализовать на практике целый комплекс задач, в т.ч. таких, как включение изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля», изменение регламентов и процедур проведения конкурсов на предоставление субсидий и грантов, разработка правил предоставления преференций для НКО ходе проведения государственных и муниципальных закупок и др. Однако, отметили делегаты Съезда, взаимодействие НКО на федеральном и региональном уровнях еще остаются достаточно затруднительным, есть «закрытые» и «полуоткрытые» для НКО федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства.
Делегатам ответил председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ, который призвал делегатов Съезда к плотному сотрудничеству с его думским комитетом, курирующим вопросы НКО: «Наш комитет является самым открытым для НКО! Мы не только оперативно реагируем на все ваши обращения, но и даем возможность проведения различных мероприятий, круглых столов, семинаров в стенах Госдумы. Нужно и дальше развивать формулу взаимодействия власти и НКО по принципу дороги с двухсторонним движением, мы должны слышать и понимать, что требуется некоммерческому сектору».
Также, по мнению делегатов, остались нерешенными многие очень болезненные для некоммерческих организаций вопросы. Например, проблемы, касающиеся имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В декабре 2012 года Правительством РФ было принято Постановление «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым были утверждены правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, а также правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям. Однако субъекты РФ в своем большинстве таких правовых актов до настоящего времени так и не приняли.
В результате департаменты имущества многих регионов РФ, в т.ч. и Москвы, без объяснений причин отказывают социально ориентированным НКО в выделении помещений на льготных условиях. При этом ответственные лица могут вести себя крайне резко, откровенно нарушая закон о поддержке социально ориентированных организаций. Мол, нет у города помещений, отстаньте раз и навсегда! А потом выясняется, что помещения все-таки есть, да «не про нашу честь». Они выставляются на продажу, сдаются в аренду, субаренду на интересных условиях интересным лицам, которые успешно зарабатывают на спекуляциях государственным имуществом.
Александр АЙГИСТОВ ответил делегатам Съезда, что «…поодиночке мы все получим отказ, но если позиция консолидирована и обоснована, юридически грамотна, то решение будет пересмотрено, как для всех НКО в целом, так и для каждой достойной организации по отдельности. Так же будет и в остальном: в административной, организационно-технической, образовательной, информационной, финансовой и иной поддержке».
Делегаты Съезда также посетовали на то, что в России на сегодняшний день как на федеральном, так и на региональных уровнях отсутствует единая государственная стратегия развития некоммерческого сектора, которая должна являться составной частью государственной стратегии развития страны, а также регламентировать участие НКО в оценке эффективности деятельности органов власти.
Правительством РФ от 12.12.2012 N 1284 (ред. от 06.03.2015) было принято Постановление «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей органов власти с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». Этим постановлением утверждены правила, определяющие порядок оценки гражданами эффективности деятельности власти и критерии для отставки должностных лиц. Но в этом документе, по мнению делегатов Съезда, никак не описаны формы участия НКО.
Анализируя упомянутое постановление Правительства РФ, Александр АЙГИСТОВ предложил создать новые независимые рейтинги органов власти и лично их руководителей с непосредственным участием НКО в их формировании.

Позицию руководителя РАРИО в своем выступлении поддержал Ярослав НИЛОВ, он напомнил о том, что власть слишком далеко удалилась от народа, и сокращать эту дистанцию нужно и можно только с помощью некоммерческого сектора и общественного контроля. Тем не менее, если федеральная власть уже говорит о том, что без некоммерческого сектора не решить остро стоящие проблемы, для нас для всех это хороший знак, хороший ориентир, хороший повод для развития

Мысль Ярослава НИЛОВА поддержала председатель комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина ПОПОВА, отметив, что Съезд проходит в непростое для страны время, когда требуется консолидация всех усилий, как в сфере социально-экономических преобразований, так и в других областях, в т.ч. и сфере деятельности третьего сектора.
«Предшествующий опыт развития рыночной экономики показал, что государству нельзя самоустраниться от стратегического планирования и прогнозирования результатов социально-экономического развития страны. Выражение «рынок сам отрегулирует» в нашей стране не работает. Именно поэтому был принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон вступает в силу с января 2016 года и полностью пересматривает подходы к формированию государственной политики в социально-экономической сфере, к которой некоммерческие организации имеют непосредственное отношение», – заявила Екатерина ПОПОВА.
Соглашаясь с представителем ТПП РФ, Александр АЙГИСТОВ отметил, что «…в результате именно мы – некоммерческие организации – будем контролировать разработку и выполнение стратегических планов в социальной сфере. Как планируется, в рамках реализации положений названного закона должны быть усилены функции целеполагания, прогнозирования и планирования, в том числе и в сфере развития некоммерческого сектора страны».
Но для этого, по мнению делегатов Съезда, требуется скорейшее создание такого органа власти, как государственный комитет РФ по стратегическому планированию.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН в своем выступлении также отметил ключевые проблемы, с которыми столкнулись некоммерческие организации в этом году, а также обозначил основные приоритеты деятельности НКО на ближайшие годы.
По мнению депутата, перед некоммерческим сектором сейчас имеются следующие вызовы. Первый – это кризис, который может затянуться. Второй – геополитика и сложные международные отношения. Третий – внутренняя ситуация, связанная с санкциями и изоляцией. Все это вводит третий сектор в некое состояние неопределенности, требует концентрации и осмысления всех, происходящих вокруг, процессов.
Очевидно, что для обсуждения всех этих вопросов понадобится неформальная независимая информационная площадка со всеми современными механизмами электронной демократии. Делегаты Съезда решительно заявили, что НКО не должны стать просто статистами во всей этой истории – их интересы должны реально быть представлены и без какой-либо дискриминации.
По мнению представителей НКО из подавляющего большинства субъектов РФ, кто-то должен защищать интересы НКО во власти. В то же время, делегаты уверены, что власть не должна подменять мнение НКО относительно развития третьего сектора, создавая управляемые ей совещательные органы чисто для вида. Все должны понять, что никто и никогда не смеет спекулировать общей позицией НКО в свою выгоду. Только сами НКО могут сформулировать властям «сконцентрированное видение» проблем некоммерческого сектора.
А это, по мнению председателя Организационного комитета Съезда Александра АЙГИСТОВА, и снятие всех бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию с простым, понятным, открытым механизмом господдержки, а также новый стандарт налоговых вычетов, льгот, других компенсаций и преференций для бизнес-структур, предоставляющих средства или иную помощь социально ориентированным НКО. Это – и особые налоговые льготы для организаций третьего сектора, которые оказывают социальные услуги населению.
Делегаты Съезда открыто заявили, что устали платить НДС (налог на добавленную стоимость) с социальных услуг, не предусматривающих прибыль. Выплачивая волонтеру минимальное вознаграждение мы платим еще половину суммы в различные фонды. Не пора ли задуматься и пересмотреть всю политику власти в отношении третьего сектора в условиях новых социальных вызовов?
Конкретные предложения, связанные с уменьшением налоговых ставок для НКО, внес и член Общественной палаты РФ от ХМАО-Югры Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ, который отметил, что необходимо законодательно закрепить новое понятие «Социально ориентированная НКО повышенной социальной пользы». Присвоение данного статуса должно носить не заявительный, а разрешительный характер. Решение о присвоении нового статуса должно приниматься специальной межведомственная комиссия в регионах на основе детального изучения деятельности организации за несколько лет.
Для таких организаций впоследствии предлагается:
- освободить от уплаты налога на имущество, земельного, транспортного налогов при условии направления высвобожденных средств на ведение уставной деятельности;
- предоставить право уменьшать налогооблагаемую базу на сумму пожертвований, перечисленных этой НКО в пределах установленного Налоговым кодексом РФ лимита расходов на иные виды рекламы (1% выручки от реализации) и внереализационных доходов;
- наделить субъекты РФ правом установления налоговой ставки в размере 0% для НКО, перешедших на упрощенную систему налогообложения при условии направления высвобожденных средств на ведение уставной деятельности.
Поддерживая делегата Съезда от ХМАО-Югры, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что если государство преследует пользу, задумывается о крепком, здоровом гражданском обществе, то обсуждение форматов и механизмов предоставления господдержки и налоговых льгот возможно только вместе и на равных! К примеру, нам с вами давно понятно, что предоставлять средства господдержки необходимо не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их текущую деятельность, и на развитие организации.
Общественный деятель отметил, что облегчение жизни третьего сектора может заключаться также и в организации федерального ресурсного портала НКО, на котором, благодаря установленным на нем шлюзам и новейшему программному обеспечению можно будет значительно, а то и кратно дешевле сдавать бухгалтерскую и иную отчетность, осуществлять поиск государственных контрактов, тут же делать заявку на кредитные средства обеспечения заявок и контрактов у собственного НКО-банка или других «неравнодушных» финансовых структур. «И здесь нам уже не очень нужна помощь государства, мы активно проводим консультации. Такой ресурсный портал вместе с собственным удостоверяющим центром обязательно появится у нового Российского союза некоммерческих организаций, об идее создания которого постоянно говорят делегаты Съезда!»
Такой союз, по мнению Александра АЙГИСТОВА, должен аккумулировать возникающие в деятельности НКО проблемы, четко формулировать их, разрабатывать меры по их разрешению и представлять их в органы государственной власти. Орган не должен быть сам государственным или «прогосударственным», иначе никаких изменений не произойдет, законы будут придуманы властью для власти, что только обострит нынешнее состояние гражданского общества.
Делегаты также посетовали на то, что суммы, выделяемые НКО через гранты и субсидии, увеличиваются, однако до сих пор отсутствуют системный подход, механизмы общественного и государственного регулирования. Нет единого закона и даже порядка, по которому проводятся конкурсы грантов, как на федеральном уровне, так и в регионах.
Поддерживая тему господдержки, первый заместитель генерального директора РАРИО Анатолий ГАНИН привел такой пример: «Если в госзакупках любой участник обнаружит нарушение, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, конкурс отменят, если нарушение подтвердится. В случае с грантами и субсидиями пожаловаться нельзя никуда и ни на что. Стоит задуматься».
Отдельно делегаты остановились на вопросе взаимодействия российских НКО с русскоязычными зарубежными структурами и организациями соотечественников, представляющих более 35 миллионов человек, уехавших когда-то из СССР и России.
«Нам, представителям русскоязычных организаций, не хватает сотрудничества с институтами гражданского общества в России. Если мы работаем за рубежом только одни, варимся, что называется, в собственном котле – нас дискредитируют, ведут против нас информационные войны, всячески пытаются рассорить, предлагают выступить с осуждением политики родного государства. Но если вы – гражданское общество России – будете нас поддерживать, то нам будет гораздо легче объяснять и защищать позицию Президента России и всех российских государственно-общественных институтов. Мы искренне поддерживаем идею создания Российского союза некоммерческих организаций и с радостью в него вступим», – констатировал председатель Бельгийской федерации русскоязычных организаций (БФРО) Сергей ПЕТРОСОВ. С ним согласились директор Русского дома в Копенгагене Валерий ЛИХАЧЕВ и председатель правления Ассоциации «Межкультурные коммуникации и русский язык» Томас ХЕНЧЕЛЬ, которые также подчеркнули необходимость разработки дорожной карты развития третьего сектора с распределением конкретных задач и контролем их выполнения с непосредственным участием зарубежных русскоязычных организаций, поддерживающих политику России.
Директор профильного департамента в Министерстве экономического развития РФ разъяснил делегатам Съезда, что субсидии регионам РФ на поддержку НКО распределяются на условиях рейтингов, которые, в свою очередь, состоят из определенных критериев. Первый критерий – доля финансирования, распределяемая субъектом РФ на конкурсной основе, сокращение сметного финансирования в рамках государственного задания. Таким образом мы повышаем долю расходов бюджета в социальной сфере, которая предполагает участие НКО. Второй критерий – налоговые льготы как самим НКО, так и юридическим лицам, поддерживающим НКО. Третий критерий – имущественная поддержка, но не просто предоставление помещений НКО на безвозмездной или льготной основе, а коллективное использование помещений – коворкинги для НКО, коллективные бухгалтерии НКО, использование государственных учреждений, библиотек, залов и т.д. Органы власти могут выставлять на свой сайт графики работы учреждений и время, когда они могут быть предоставлены для НКО. Четвертый критерий – информационная поддержка, освещение деятельности НКО в СМИ. И, наконец, пятый критерий – участие НКО в формировании попечительских советов при органах власти субъектов РФ.
Руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ отметил высокий уровень организации конкурсов софинансирования субъектов РФ по поддержке НКО и предложил делегатам Съезда на основе результатов комплексного анализа деятельности социально ориентированных НКО подготовить и направить Президенту РФ предложения, связанные с установлением для НКО различных категорий и наиболее эффективных способов их финансирования: по конкурсу, без конкурса, софинансирование в долях, компенсация расходов за социальные услуги, в рамках государственно-частного партнерства и др.
«Однако хочу заметить, что сами принципы подобного отбора необходимо вырабатывать в тесном взаимодействии государства, бюджетного сектора и социально ориентированных НКО, избегая при этом намечающейся вредной коммерциализации социальной сферы. Формирование критериев для каждой категории СО НКО надо осуществлять при активном участии их представителей», – добавил Александр АЙГИСТОВ.

Подводя итоги проблематики, связанной с государственной поддержкой НКО, делегаты Съезда предложили на основе согласованных с представителями некоммерческого сектора критериев подготовить и предложить Государственной Думе ФС РФ рамочный законопроект «О финансировании некоммерческих организаций Российской Федерации», предусматривающий единый порядок финансирования НКО, выделения субсидий на конкурсной основе, а также особый (внеконкурсный) порядок финансирования и выделения субсидий  СО НКО, подпадающим под требования соответствующих категорий (или специальных групп – как сказал Президент РФ).
Делегаты пришли к единодушному выводу, что для реализации указанных выше предложений жизненно необходим независимый орган, который аккумулировал бы на профессиональном уровне интересы НКО, формулировал проблемы и меры для их разрешения, а также представлял интересы НКО в отношениях с органами власти. Это орган, защищающий как интересы третьего сектора в целом, так и права конкретных НКО без какой-либо дискриминации.
В результате всех обсуждений делегаты Съезда пришли к единодушному мнению о создании Российского союза некоммерческих организаций, учредительная конференция которого состоялась 1 декабря 2015 года в Москве. Президентом Российского союза некоммерческих организаций избран руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ. Вся организационно-техническая работа, в том числе юридическая регистрация новой организации, поручена исполнительной дирекции Организационного комитета VI Съезда некоммерческих организаций России. Официальный портал Союза будет располагаться по адресу www.rsnko.ru.
Союз призван содействовать зарекомендовавших себя НКО в получении финансовой, имущественной, образовательной, информационной, административной, организационно-технической, юридической и иной поддержки.
Среди основных задач Союза – разработка и продвижение стандартов и правил деятельности НКО; участие в разработке государственной политики и различных правовых актов в сфере НКО, мониторинг соответствующего правового поля; создание и функционирование общественного регулятора в сфере грантов и субсидий для НКО; юридическая, организационная, информационная и экспертно-аналитическая помощь некоммерческому сектору страны.
Решено, что Итоговая резолюция Съезда будет в течение месяца обсуждена в онлайн-режиме с делегатами Съезда, утверждена и опубликована на официальном портале www.gosgrant.ru.
Следующий, VII Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован на 6-9 декабря 2016 года.

ООД "РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ" ВЫСТУПИЛО ИНФОРМАЦИОННЫМ ПАРТНЕРОМ CЪЕЗДА