Сотни профессионалов и любителей снимали Афон и афонитов. Первые снимки на Афоне были сделаны еще на заре освоения фотографической техники в 1853 году П.И. Севастьяновым – профессором естествознания Российской Императорской Академии наук. В экспедиции 1857-58 гг. с Петром Ивановичем работала уже группа ученых в количестве до десяти человек. Они вывезли тогда в Россию более двух тысяч фотопластинок.
И вот полтора века спустя неподалеку от Кремля, рядом с Храмом Христа Спасителя в объединении «Фотоцентр» (Генеральный директор Никифоров Валерий Иванович, член Центрального совета ООД «Россия Православная»,член Президиума Союза журналистов,Заслуженный работник культуры РФ) был показан проект иеромонаха Валаамской обители Савватия (Севостьянова) «Пути Святой Горы – виды горы Афон снятые с натуры»
Иеромонах Савватий (Севастианов) является достаточно известной личностью в мире фотохудожников. Он унаследовал любовь к фотографии от своего прадеда, известного афонского фотографа и основателя мастерской в Андреевском Скиту – Петра Севастианова.
Еще живя в миру, до монашества, Савватий (Севастианов) занимался фотографией. Причем, он сразу же выбрал для себя самое трудное направление – форматное фото. Другими словами, он снимает на древние дореволюционные форматные аппараты, в которых используется не пленка, а специальные пластины, покрытые слоем серебра.
В наше время такие пластины – редкость. А сделать качественные пластинки – это еще и высокий профессионализм. Поэтому Савватий (Севастианов) заказывает их на заводе и сам участвует в процессе изготовления. По качеству форматное фото намного превосходит современную фотографию.
Для изготовления форматной пластины используется около семи слоев серебряной эмульсии. Поэтому, изображение на ней обладает особенной глубиной, которую никогда не сможет передать ни пленка – ни электронные носители. Таким образом пластина передает не только живость кадра, но и тончайшие оттенки.
Прожив на Афоне несколько лет, Савватий (Севастианов) отснял ряд тем, раскрывающих жизнь Святой Горы изнутри. Много фотографий он сделал на хуторе Хрумница, в монастыре Симонопетра, на келье Белозерка, в скиту Фивада, в Русском Монастыре.
Безграничное море, необозримые леса, прохладные источники, крутые скалы, живописные вершины и над всем этим – великолепный Афон. И лица – нет лики преподобных мужей современного поколения святогорцев; их можно смело сравнить с цветами Божественного Сада – Дома Пресвятой Богородицы, которые радуют глаз самыми различными оттенками.
Афон – это нечто идеальное, что может показаться невозможным на Земле. Но Афон – мастерская человеческих душ, некий духовный опыт жизни, религиозное сосредоточение Неба. Место, где подвизаются святые мужи.
Взгляду современного человека более привычны картины широкого мирского проспекта, нежели узкий и тесный путь монашеского жития. Но сам образ жизни афонских монахов уже служит укреплением для каждого колеблющегося сердца, каждой православной души. Афон – это великая школа, где обучаются и нелестно живут в Боге, так как учит Евангелие. Святая Гора, без сомнения, остается кусочком Византии, соединяющей прошлое и настоящее, которая живет и дышит до сих пор.
Проект иеромонаха Савватия и работа, и послушание; но все же – это долг памяти и поклонения поколениям монахов, подвизавшихся в пещерах и дебрях Афона, и совершивших восхождение отсюда в Небесные чертоги, – их имена Ты, Господи веси! Это и дань Любви к настоящим монахам, сохранившим и утвердившим древнюю Афонскую традицию, твердо стоящим Столпами и Утверждением Истины!