Вторник, 05 Декабря, 2023

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОБЪЕДИНИМСЯ ВОКРУГ ИМЕНИ БОЖИЕГО - РОССИЮ СОХРАНИМ!

Владимир Викторович Аксёнов
АКСЁНОВ
Владимир Викторович
российский космонавт, летчик космонавт СССР (1976),
бортинженер космического корабля (КК) "Союз-22" и КК "Союз Т-2",
дважды Герой Советского Союза (1976, 1980).
Кандидат технических наук.
Имеет более десяти изобретений.

Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. Русский.
Отец – Живоглядов Виктор Степанович, погиб в 1944. Мать – Аксенова Александра Ивановна (1907–1949) работала бухгалтером в сельхозкооперации.
В 1953 году окончил машиностроительный техникум, 1963 году – Всесоюзный заочный политехнический институт.
С 1953 по 1956 годы учился в военной авиационной школе первоначального обучения и в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков.
С 1957 года работал в конструкторском бюро ОКБ-1 – ныне Ракетно-Космическая Корпорация "Энергия", разработчиком и изготовителем кораблей семейства "Союз" с 1960-х годов и по настоящее время.
В ОКБ-1 будущий космонавт проводил исследования под руководством С.П. Королева. Затем перешел в отдел летных испытаний, производил испытательные полеты на самолете – тренажере Ту-104, под руководством С.Н. Анохина. Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", станций "Салют".
С 1973 года в отряде космонавтов (3-й набор в отряд космонавтов НПО "Энергия").

Владимир Викторович Аксёнов
Владимир Викторович Аксёнов

15-23 сентября 1976 года В.В. Аксёнов совместно с В.Ф. Быковским совершил первый полёт в качестве бортинженера на КК "Союз-22" продолжительностью более семи суток. Полёт производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В.В. Аксёнову было присвоено звание Героя Советского Союза медаль "Золотая Звезда" (№ 11278). "Союз" всегда был и по сей день остается "рабочей лошадкой" советской космонавтики. Корабль модифицировался практически постоянно.

5 июня 1980 года с Байконура стартовал модифицированный пилотируемый космический корабль "Союз Т-2", предназначенный для замены космических кораблей типа "Союз". Испытывать "Союз" новой серии и было поручено командиру корабля Юрию Малышеву и бортинженеру Владимиру Аксёнову.
Его полету предшествовало несколько лет кропотливой работы конструкторов, инженеров и ученых. Основной задачей экипажа была отработка различных режимов управления и новых бортовых систем транспортного корабля в пилотируемом варианте. "Т-транспортный", отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). За счет модификации спускаемого аппарата в состав экипажа могло входить до трех человек в скафандрах.

Владимир Викторович Аксёнов

Из воспоминаний В.В. Аксенова: "Это был первый в мире космический корабль, в котором основные процессы управления осуществлялись через бортовой компьютер.
В американской космонавтике кораблем, в котором все процессы также осуществлялись через бортовой компьютер, был космический корабль "Шаттл", который полетел через год после нашего корабля". 
Во время полета "Союза Т-2" была осуществлена стыковка с космической станцией "Салют-6". В это время на станции находились космонавты Леонид Попов и Валерий Рюмин.
С целью формирования рабочей орбиты экипаж корабля выполнил двухимпульсный манёвр. На первом этапе осуществлялось сближение КК "Союз Т-2" с орбитальным комплексом "Салют-6" в автоматическом режиме управления.
Дальнейшее сближение и причаливание проводилось экипажем вручную. КК "Союз Т-2" состыковался со станцией 6 июня. 

Из воспоминаний В.В. Аксенова: "Это была первая в мире стыковка космических объектов, выполненная в полностью ручном режиме, без какого либо приборного обеспечения по измерениям параметров сближения и стыковки… После нашей с Юрой стыковки ручные режимы… стали выполняться и в других полетах". 
9 июня "Союз Т-2" отстыковался от комплекса "Салют-6" и в этот же день в 12:38:30 приземлился 200 км юго-восточнее Джезказгана. 

Из воспоминаний В.В. Аксенова: "У поверхности Земли срабатывают двигатели мягкой посадки… Но у нас все пошло не так… (Спускаемый аппарат) скакал прыжками по степи пять раз… Такой "мягкой" посадки за все предыдущие, а потом оказалось, что и за все последующие полеты, еще не было".
Вскоре прекратят полеты американские шаттлы, и "внуки" того "Союза-Т" останутся единственными пилотируемыми транспортными кораблями в программе Международной космической станции. 

За успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля "Союз Т-2" и проявленные при этом мужество и героизм В.В. Аксёнов награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После полета продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полетам. 

"…Задачи, решаемые в космических полетах, – считает Владимир Викторович, – это общегосударственные и общечеловеческие задачи. Их необходимо решать не потому, что это выгодно кому-то, а потому, что это необходимо для общего продвижения вперед, для дальнейшего развития науки, накопления общечеловеческих знаний и опыта". 

Вклад В.В. Аксёнова в науку неоспорим. Как и многие его коллеги, он участвовал в проведении грандиозных исследований в области космического пространства и конструктивности космических кораблей. Он награжден двумя медалями "Золотая звезда" и орденами Ленина (1976, 1980), медалью "Ветеран труда". Он удостоен наградами и званиями в научной сфере – Золотая медаль "За заслуги перед наукой и человечеством", медаль "Ветеран труда".
Награждён 2-я орденами Ленина и медалями Удостоен золотой медали "За заслуги в развитии науки и перед человечеством" (АН ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР).

Общественно-политическая деятельность: В 1983 – 1992 годах Владимира Аксёнов являлся заместителем председателя правления Советского Фонда мира, с 1992 года – заместитель Председателя Международной Ассоциации фондов Мира (МАФМ), председатель постоянной комиссии по проблемам "Мир и устойчивое развитие" МАФМ. С 2001 года является президентом научного фонда "Институт проблем безопасности и устойчивого развития". 

С 1996 года является председателем президиума общественной организации "Духовное движение России", членом Центрального совета ООД "Россия Православная". Принимает активное участие в деятельности Движения.

Решением Исполкома Рязанского городского Совета народных депутатов от 29 ноября 1976 года № 449 за выдающийся вклад в освоение космического пространства и активную общественную деятельность В.В. Аксёнову присвоено звание "Почётный гражданин города Рязани".

УВЛЕЧЕНИЯ:
литература, музыка, шахматы, горный туризм, легкая атлетика, гимнастика, теннис, футбол.

Владимир Викторович Аксёнов
ПУБЛИКАЦИИ:
"Дорогами испытаний" – книга, изданная в авторской редакции, в доступной форме излагает становление и развитие Космонавтики с ее первых шагов и до наших дней. Представляет несомненный интерес для широкого круга читателей.
Особенностью и достоинством издания можно считать широкое и откровенное представление во всех событиях "человеческого фактора", при котором все изложенное приобретает жизненную реальность и интерес.

"Иллюзия безопасности", брошюра, выпущенная издательством газеты "Патриот" (1999), посвящена проблемам применения ядерного оружия в современных военных доктринах.