О Движении Направления работы Служение События Председатель ЦС Издания Движения Это интересно
 
     
 
    Рождественские фестивали Программа Покровские чтения Торжественные вечера Крестные ходы и шествия Паломничество
 
 

 

Вступительное слово Председателя Центрального совета ООД "Россия Православная",
члена Общественного совета Центрального федерального округа, члена Совета попечителей Храма Христа Спасителя,
Заслуженного работника культуры РФ, кандидата искусствоведения, кандидата юридических наук,
доцента кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом органов внутренних дел ВИПК МВД России Александра Ивановича БУРКИНА.

 

Основная цель чтений – сформировать в институтах государства и гражданского общества устойчивое понимание необходимости участия общественных объединений в политической жизни и государственном обустройстве на  исторических и духовно-нравственных традициях России
Общественное начинание православных мирян, положивших начало  Движению "Россия Православная", являет собой скромную десятину Богу  в тысячелетней истории Православной России, – отметил в своем вступительном слове председатель Центрального Совета ООД "Россия Православная" А.И. Буркин.  Обозревая годы нашего многотрудного служения земному Отечеству, ответим на такой простой и понятный сердцу русского человека вопрос: что же для нас означают слова "Россия Православная"?
Россия Православная – это духовная симфония властей церковных и державных. Каждодневное молитвенное стояние Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за Мир и его заступничество за народ Божий.
Россия Православная – это наша Родина, наша Земля, наши великие и малые народы, живущие в содружестве и братстве.
Россия Православная – это государственное наследие святого равноапостольного великого князя Владимира, Московское царство эпохи Государя Иоанна Грозного, Российская Империя Царя-мученика Николая.
Россия Православная – это труд многих поколений: великих благоверных князей, Царей, Императоров, государственных мужей и пахарей, монахов и ратников, которые по слову апостола Иакова своими делами веры из непроходимых болот и дремучих лесных чащоб создали Великую Державу.
Россия Православная – это всеобъемлющий духовный патриотизм, проникнутый любовью к земному Отечеству и ко всем его народам, безотносительно их традиционных вероисповеданий.
Россия Православная – это великая самобытная культура вселенского масштаба, универсальная христианская цивилизация.
Россия Православная – это духовная гарантия того, что понятия "мир", "благоденствие", "любовь", "самопожертвование" не остались в далеком прошлом истории; они живы, они доступны любому здравомыслящему человеку на планете.
Россия Православная – это материк Веры, Надежды и Любви в пору вселенских катастроф.
Россия Православная – это крепкая семья, именуемая в христианском учении Малой Церковью, ковчегом спасения души в житейском море стихий, превратностей и противоречий; это фундамент государства, основа его мощи и процветания.
Все это и еще многое, многое другое важное, драгоценное и прекрасноеобъемлет понятие "Россия Православная". Не будем забывать о том, что все великое начинается в малом. Общероссийское общественное движениеэто наша посильная лепта в жертвенное служение возлюбленному Отечеству  – Православной России.

 

 

 



о. Сергий (Матюшин)

Доклад

«Роль и место общественных объединений в политической жизни России»
Необходимость участия общественных объединений в политической жизни и
государственном обустройстве на принципах исторических и духовно-нравственных традиций России

«Духовные братства России – исторический опыт православных общественных объединений»

1. Исторический  путь  общественных  объединений  в  России  – духовные  братства, оказывали на протяжении всего исторического пути России большое влияние на ее жизнь.

Братства - основная форма ПОО на Руси.

2. Определение

Словарь Даля даёт следующие значения этих слов: «Братство – братское родство, состояние в этом родстве по разным его степеням и значениям;
– общество или община, круг, братия, братовщина, братский союз;
– вообще союз по житейским отношениям, по целому составу общества, сословия».

Более узкое значение даёт понимание братства предлагает в приводимом определении

Ожегов: «Братство – 1) то же что содружество (высок.). Боевое братство, морское братство, казачье братство; 2) название некоторых монашеских орденов, религиозных организаций, обществ».

Братства – организации мирян с целью совместной молитвы, взаимопомощи, миссионерской и просветительской деятельности..

БРАТСТВО ЦЕРКОВНОЕ (лат. associatio ecclesiastica) – сообщество христиан, учреждаемое официальным декретом Церкви и находящееся под ее началом, имеющее собственный устав и органы управления. Каждое Б.ц. призвано распространять христианскую веру в обществе (апостольство).

Определение братства.

Под братствами в наиболее общем смысле мы понимаем самоуправляющиеся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданные вокруг своего храма (святилища) с религиозными, политическими, социально-бытовыми и иными целями, закреплёнными в уставе или традиции.

Практически все основные задачи как православных, так и зарубежных братств могут быть сведены к четырём направлениям работы:
– благотворительности;
– миссионерству;
– светскому и духовному образованию;
– церковно-устроительной деятельности.

Некоторые из братств специализируются только в одной из указанных областей, другие сочетают в своей работе все четыре и при этом ещё успевают развивать новые, нетрадиционные для братств виды деятельности.

Кроме основных направлений, можно выделить и наиболее древние, присущие всем братствам устойчивые черты, являющиеся специфическими и в чём-то идентифицирующими для этого рода религиозных объединений:
– общие трапезы;
– взаимопомощь;
– совместные погребальные обряды;
– стремление к религиозному образованию;
– демонстрация благочестия;
– поддержка своего храма (святилища);
– братский дом (место сбора);
– братские свечи;
– традиционализм (ортодоксальность);
– известная закрытость внутренней жизни.

Кстати, именно самоидентификация, то есть ощущение членами данных организаций себя как братьев друг другу, является одним из важнейших видовых признаков братства. В современной России встречается немало благотворительных и им подобных институций, по сфере приложения усилий или по формам организации напоминающих братства. Но если нет осознания себя братьями (сестрами), то нет и братства.
Это мнение стало настолько распространённым, что оно нашло своё отражение и в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Братства в своем развитии прошли несколько ступеней. По своей основе и своему происхождению это учреждения одного типа с древними северо-восточными братчинами. Подобно братчинам, братства... сосредотачивались вокруг приходского храма, о благоустройстве коего заботились и престольный праздник которого справляли особенно торжественно».

3. Религиозно-оборонительные братства Западной Руси

Хотя братства существовали и ранее но
Наиболее развиты и знамениты братства, которые существовали в славяно-литовских землях Речи Посполитой в XVI-XVII веках. Решительный поворот в отношении к православным,  совершившийся  в  Польском  государстве  в   1570-х  гг.  и  связанный  с проникновением в него иезуитов. Православные подверглись длительным преследованиям, и Противостоять этому давлению православным можно было только сообща и только по всем пунктам, так как любой из них, будучи даже не до конца претворённым в жизнь, являлся для их религии смертельно опасным.

Ставропигиальных братств нам известно шесть: Львовское, Виленское, Могилёвское, Киевское, Луцкое и Слуцкое.

Активное противостояние религиозной и культурной экспансии со стороны католической Польши. После вхождения в состав Рос Империи значение РОБ утрачено, они постепенно исчезают.

4. Возрождение братств в пореформенной России. ПЦБ.

Православные церковные братства - социально-религиозные организации конца XIX -начала XX веков, создававшиеся из православных лиц разного звания и состояния, представлявших различные сословия и классы. Православные церковные братства являются одной из исторических форм православных братств.

Наиболее широкий размах в XIX веке братское движение приобрело с 1864 г., когда были высочайше утверждены «Основные правила для учреждения православных братств». К 1893 г. в России насчитывалось уже 160 братств. К 1914 году число православных братств по России достигло 700. Вероятно, самым большим из них было братство св. Михаила в Твери, насчитывавшее более 10 тысяч членов, самым маленьким, наверное, Михаило-Архангельское братство ревнителей благочестия, открытое 28 сентября 1903 года при Косьмо-Дамиановском соборе (Грозный), состоявшее всего из 10 человек.

Братства имели свои уставы, печати, органы самоуправления. Средства братств складывались из членских взносов и пожертвований со стороны частных лиц, монастырей, государственных и земских организаций. В XIX веке существовали просветительские, миссионерские, церковноустроительные и благотворительные братства. Многие братства совмещали в своей деятельности несколько этих целей или даже все. Безусловно, главным в деятельности ПЦБ XIX века был вопрос образования и просвещение. На попечении просветительных братств в целом по России к 1893 г. было 5,5 тысяч церковных школ из общего числа в 20 тысяч. В Сибири и в 18 епархиях Центральной России все школы были братскими. Российские братства обладали далеко не одинаковыми социальными и финансовыми возможностями. Так, например, Княгининское Кирилло-мефодиевское братство могло позволить себе расход на 1889 г. всего лишь в 67 руб. Московское Свято-Николаевское братство только бедным ученикам духовных учебных заведений помогало на сумму более 60 000 руб. в год и при этом издавало на свои средства журнал «Детская помощь». Кроме того, в стране были технические, сельскохозяйственные, ремесленные, пчеловодческие, для глухонемых, певческие, иконописания и другие братские школы

К задаче обучения детей тесно примыкали задачи просвещения всего населения. Обеспокоенность упадком культуры и нравственности в народе выражали в конце XIX века различные деятели православной церкви выражена обеспокоенность тем, что «заметны нетрезвость, нетвердость во взаимных обязательствах, непочтение к старшим, погоня за нарядами, стремление жить выше средств».

Как средство искоренения этого зла благочиннеческое собрание в числе прочих предлагает и создание «братства из ревнителей благочестия, В отдельных регионах, где не было попечительств, церковноприходских школ, больниц, библиотек, их создавали братства. Из других культурных учреждений в работе православных братств со взрослым населением можно выделить организацию народных чтений и проведение внебогослужебных собеседований, а также создание хоров и различных певческих обществ.

Одной из причин возобновления деятельности братств в XIX веке современники единодушно называли усиление латино-польской религиозной пропаганды в западной и центральной России. Кроме католицизма, в Россию в рассматриваемое нами время активно начал проникать штундизм. Под штундизмом понимается новая волна сектантства западного протестантского происхождения.

С иконных складов православных церковных братств распространялись иконы преимущественно «правильного», т. е. канонического, старого письма.

В сфере благотворительности православные церковные братства также достигли высокого уровня работы и большого охвата населения. Братства помогали дешевыми и даровыми квартирами, лечением, погребением бедных, приданым бедным девушкам.

Братская Александро-Невская больница в Москве принимала более 5 тысяч больных в год бесплатно. Христорождественское братство села Дароватова Костромской губернии давало беднякам в пользование участки земли из своих 176 десятин. Братство праведной Иулиании Калужской губернии, объединяя крестьян окрестных деревень, собиралось каждое воскресение после литургии для обсуждения помощи односельчанам. Крестовоздвиженское братство в Саратове кормило ежегодно 75 тысяч неимущих (в среднем это составляет 205 человек в день).
Не менее заметна была и церковно-устроительная деятельность православных церковных братств, многие из которых создавались из желания прихожан видеть свой храм самым прекрасным из известных им. Пюхтицкий монастырь в Эстонии своим существованием был обязанбратствам.

Многие братства совмещали в своей деятельности по нескольку традиционных направлений работы. Например, Костромское Александровское братство за 35 лет своей работы к 1914 году имело семь школ, четыре ремесленные мастерские, четыре общежития, две больницы, богадельню, всего 19 просветительско-благотворительных заведений. Кроме того, братство финансировало строительство и реконструкцию храмов, выплачивало денежные пособия престарелым и неимущим прихожанам, выдавало компенсации в случае пожара или болезни. Имущество братства оценивалось в 100 000 рублей, капитал составлял 255 000 рублей. В братстве состояло 545 членов, включая всю городскую элиту.

В 1914 году православные братства праздновали 50-летие возобновления своей деятельности

«Как ни полезно для русского народа приумножение нынешних братств, приходиться признать, что нынешние братства мало походят на древние. Там было тесное общение старших и младших братчиков, а здесь весь ход дел сосредоточен в руках Совета, а остальная масса братчиков, давая Совету посильные материальные средства, остается совершенно вне текущих дел и не может быть названа собственно братчиками, а скорее жертвователями». Далее он развивал мысль о необходимости перехода от ПЦБ, которые.
по его мнению, правильнее было бы назвать благотворительными организациями, к подлинным братствам, возродить древние образцы братств.

Эта мысль найдёт свое воплощение в практике позже.

5. Братства в Советской России
Одним из ответов на вызов времени и властей стала активизация деятельности православных братств «Когда Православию и Державе угрожала опасность, верующие люди... объединялись чтобы выжить». Так произошло и после революции. В суровые годы Гражданской войны патриарх Тихон считал организацию братств одной из важных форм церковной деятельности «Составляйте из благонамеренных прихожан братства...». Братства возникали по всей стране. Общины росли, крепли, подчас без епископов, лишенные священников, но твердые в вере, активные, жизнеспособные, давшие России немало мучеников и исповедников. «Братства, чтобы выжить, по примеру апостольской общины стали немногочисленны и замкнуты Люди, пришедшие в те братства, объединяются ещё и потому, что видят в братствах единственную возможность остановить разрушение традиции и культуры. В братствах воскрешались древние и зарождались новые формы церковной жизни.
«Братчики бесстрашно шли в мир, проповедуя, являя миру образцы личной и семейной святости». Братства организованные оо. Романом Медведь и Сергием Мечевым

Предвоенный опыт создания общин вне прихода не исчез бесследно.
В 1960-е и 1970-е годы оставшиеся в живых брагчики продолжали свою работу.

Братства в русской эмигрантской среде.
По всем странам, где нашли приют русские эмигранты, отБелграда до Парижа, стали возникать такие братства. Возникла необходимость и в проведении съездов отдельных братств. .
А. В. Карташева, высказанную им на Аржеронском съезде православного студенческого движения ещё в1926 году: «Нельзя закрывать глаза на то, что современное человечество живёт социальными проблемами и что их надо поднять на себя церковному сознанию... В этой грандиозной задаче, предлежащей церкви, мощным орудием её деятельности должны явиться братства... церковные братства — даже небольшие в своих масштабах и скромные в своей деятельности, не могут отказываться от заданий, посылаемых Богом именно нашей эпохе»

Югославия, Чехословакия
Одним из наиболее важных были работы по поддержанию могил в порядке, создание
стройного, художественно цельного облика кладбища.

6. Формы современных православных братств
Очевидно, во многом будут верны и те причины, которые вызвали к жизни православные церковные братства XIX века, воскресив их после почти 400-летнего сна. Прежде всего, бросается в глаза схожесть экономической ситуации. Как и в 1860-е гг., в 1990-х годах наблюдается переход от одной общественно-экономической формации к другой. И в обоих случаях переход к капитализму. Трудности социально-экономического положения и последствия, ими вызванные, такие, как безработица, неуверенность в завтрашнем   дне,   тревожность   и   т.д.,   приводят  людей   к   выводу   о   необходимости сплочения  в  новые  организации.  Повсеместно  создаются  партии,  союзы,  фронты,  а верующая часть общества создаёт ряд церковно-общественных организаций как в XIX, необходимость спасения не только в личном, но и в общественном плане; спасение, подразумевающее соработничество Богу в избавлении мира от зла как в себе самом, так и вокруг.
В XX веке главной из причин неэкономического характера является угроза православию со стороны иных конфессий и исповеданий.

Борьба с «тоталитарными» сектами, наркоманией, протестантской идеологической экспансии, проблемы массового религиозного образования и катехизации населения, широкая благотворительность в нуждающихся слоях населения, работа с заключенными, инвалидами и детьми - вот те вызовы времени, ответы на которые наиболее оперативно находят и опробируют на практике именно ПОО братства.

Внутренняя и внешняя политика, взаимодействие с армией, что православные братства, эти возникающие по требованию времени общественно-религиозные организации, на каждом этапе своего развития занимали важное место в русской церковной, а нередко и светской истории. Они служили некими центрами кристаллизации если не всего православного общества, то значительной его части, позволяя решать многие насущные задачи.

Дорофеев Федор Александрович. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. – 251 с.

7. Совет православных общественных объединений при ОВЦО МП
Со времени создания Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в Отдел регулярно поступали обращения православных общественных организаций и объединений с просьбой о системном сотрудничестве. В связи с этим, на состоявшемся 5 марта 2010 года в Санкт-Петербурге заседании Священного Синода, было предложено учредить Совет православных общественных организаций и объединений для координации их взаимодействия с церковными учреждениями (журнал № 23).

Среди основных задач Совета по ПОО при ОВЦО – рассмотрение инициатив, требующих коллегиальной оценки, планирование совместной деятельности, в том числе в рамках общецерковных программ и мероприятий, в частности, приуроченных к празднованию Дней славянской письменности и культуры и Дню народного единства.

 

Состав Совета православных общественных объединений
при Синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

1.

Ассоциация православных экспертов

Фролов Кирилл Александрович
Глава

2.

Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана

Барковец Ольга Исхаковна Генеральный директор

3.

«Большая страна», региональная общественная организация

Марат Загретдинов Председатель

4.

Братство православных следопытов

Иеромонах Дмитрий (Першин) Заместитель председателя

5.

Всемирный русский народный собор

Ефимов Олег Владимирович Ответственный секретарь

6.

Всероссийская ассоциация православных театральных деятелей.

Щепенко Михаил Геннадьевич. Руководитель

7.

«Всехсвятское, братское кладбище для воинов, павших в войну 1914 года и для сестёр милосердия московских общин», краеведческое общество

Шлихтер Татьяна Эрнестовна Сопредседатель

8.

«Георгиевцы», всероссийское православное молодежное движение

Медведко Степан Викторович

10.

«Госклуб»

Верещака Дмитрий Николаевич Представитель

11.

«Катехон», византийский клуб

Малер Аркадий Маркович Глава

12.

Костромское региональное отделение Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР)
«Кострома»

Ефремов Илья Борисович Руководитель

13.

Культурно-просветительский русский фонд

Вайц Алексей Евгеньевич, Ответственный секретарь

14.

«Любовь и верность», общественное движение

Миков Владимир Сергеевич Председатель орг. комитета

15.

Международный Фонд духовного единства российских народов

Трапезников Георгий Евгеньевич, Академик
Президент

16.

Молодежно-культурный центр во имя св.блаж. Ксении Петербуржской при храме прп. Сергия Радонежского в Бибирево

Кире Оксана Руководитель

17.

Московское областное отдельское казачье общество (гос. реестр)

Сидорин Геннадий Николаевич, атаман, советник губернатора Московской области

18.

Народный собор

Кассин Олег Юрьевич Сопредседатель

19.

«Наука и Слово»
(общественное объединение православных педагогов).

Розин Александр Владимирович Гендиректор

20.

Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы»

Алявдин Виссарион Игоревич Президент

21.

Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР)
Дружина «Москворечье»

Миронова Полина
Ответственный по связям со СМИ,с другими организациями штаба Центрального Отдела ОРЮР и штаба дружины «Московоречье»

22.

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Белановский Юрий Сергеевич Заместитель руководителя

23.

Правозащитный центр Всемирного русского народного собора

Силантьев Роман Анатольевич Директор

24.

«Радонеж» – православное общество (братство)

Никифоров Евгений Константинович Председатель

25.

«Рад», военно-спортивный клуб

Малюков Денис Владимирович, Координатор

26.

Российское дворянское собрание

Князь Григорий Григорьевич Гагарин Предводитель

27.

Российский клуб православных меценатов

Поклонский Андрей Анатольевич Председатель

28.

«Россия православная»

Буркин Александр Иванович Председатель центрального совета

29.

Русское общественное движение

Милитарев Виктор Юрьевич Председатель

30.

Свято-Сергиевский союз русского народа

Мирошниченко Игорь Игоревич Заместитель председателя

31.

Славянский фонд России

Боголюбова Галина Васильевна Президент

32.

Совет православных молодежных организаций Москвы

Квятковский Вадим Юрьевич Координатор

33.

Союз военно-патриотических клубов при Патриаршем подворье храма Иоанна Предтечи в Сокольниках

Игумен Иоанн (Ермаков),
Настоятель Патриаршего подворья храма Иоанна Предтечи в Сокольника

34.

Союз православных братств

Симонович-Никшич Леонид Донатович
Председатель

35.

Союз православных граждан

Лебедев Валентин Владимирович Председатель

36.

Союз православных хоругвеносцев

Куроптев Владислав Васильевич Заместитель главы

37.

«Социальное богословие» - портал

Сергей Григорьевич Волобуев Главный редактор

38.

«Суворовское наследие», межрегиональное общественное объединение

Леонтьев Сергей Александрович Председатель

39.

Фонд св. апостола Андрея Первозванного

Щеблыгин Сергей Евгеньевич Президент

40.

Центр национальной славы России

Мищенко Владимир Анатольевич Вице-президент

41.

«Центральная региональная объединённая ассоциация реставраторов»

Хамула Валерий Николаевич Председатель совета

42.

Центр «Свеча памяти»

Илларионов Павел Георгиевич, Исполнительный директор

43.

«Центр содействия развитию театрального и оперного
искусства «Арт-опера»

Артюхина Елена Олеговна Генеральный директор

44.

Patria Moldova

Титов Владимир Владимирович Зам. Председателя

45.

Фонд «Православный Крым»

Калугин Владимир Анатольевич Председатель

46.

Фонд «Новомучеников и исповедников Христовых»

Фомичев Дмитрий Иванович

47.

Фонд « Дети России – Будущее Мира»

Супрун Анастасия Владимировна Председатель

48.

Мордовская Республиканская Молодежная Общественная Организация «Союз Православной Молодежи Мордовии»

протоиерей Александр Пелин

49.

МРОД «Пчёлки»

Бондаренко Николай Николаевич

50.

Общероссийская общественная организация «Офицеры России»

Соболев Николай Викторович Председатель Совета

51.

Миссионерский духовно – просветительский центр во имя святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Пахомов Дмитрий Вячеславович Руководитель


Общественное объединение – добровольное (1), самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (2).

 

 

 

"Сутъ преодолению кризиса экономики лежит через преодоление кризиса человеческих душ"
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
 
 

 

УНИВЕРСИТЕТ – ЭТО СОЦИАЛЬНЫЙ БАРОМЕТР ОБЩЕСТВА
Наша цель превратить Чувашскую Республику в один из наиболее образованных,
 духовно-нравственно богатых регионов России
Лев Пантелеймонович КУРАКОВ,
президент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, доктор экономических наук, профессор, академик РАО. Заслуженный деятель науки ЧР и РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.
____________________________________________


Чувашский государственный  университет им. И.Н. Ульянова (ЧГУ) был создан в 1967 г. на базе Волжского филиала Московского энергетического института. За прошедшие десятилетия здесь получили высшее образование более 63 тыс. юношей и девушек. Сегодня университет ведет образовательную деятельность по 15 направлениям бакалавриата, 5 магистерским программам и 62 специальностям. Структура ЧГУ объединяет 145 кафедр и 20 факультетов, аспирантуру, докторантуру, три филиала и сеть инновационных образовательных подразделений: научно-региональные центры, гимназию, лицеи и лицейские классы, Академию юных менеджеров, Школу будущих инженеров, районные центры довузовской подготовки. В ЧГУ трудятся 115 докторов и более 700 кандидатов наук. С 1997 г. ЧГУ является членом входящей в ЮНЕСКО Международной ассоциации университетов мира, сотрудничает с более чем 25 международными организациями и учебными заведениями.

____________________________________________

 

НА БЛАГО НАРОДА, ВО ИМЯ БУДУЩЕГО РЕСПУБЛИКИ

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи.
Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствам, успехи непрочные и временные. Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения...

Иван Яковлев, Великий просветитель чувашского народа  г. Симбирск, 4 августа 1921 г.  Из Духовного завещания чувашскому народу.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова в настоящее время является одним из ведущих высших учебных заведений России, научно-образовательным и культурным центром Приволжского федерального округа Российской Федерации, имеет высокий рейтинговый показатель среди национальных  университетов. Вместе с тем ЧувГУ является университетом государственным, народным. Все, что здесь есть, принадлежит народу; все, что мы делаем, делаем на благо народа, во имя будущего республики. Как это ни печально, у нас нет крупных сырьевых ресурсов, поэтому Чувашия может и должна стать республикой экономического роста, прежде всего, за счет людей с глубокими знаниями, имеющими гарантированную свободу реализовывать свои способности во всех направлениях.
ЧувГУ сегодня, в год своего 45-летия,  многофункциональная корпорация, призванная служить не только делу образования и науки, но и социально-экономическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; центр региональной образовательной системы, обеспечивающий широкий доступ представителей всех слоев населения к высшему образованию высокого качества. Студенты задействованы в организации и проведении многих мероприятий Чувашии. Особое внимание уделяется социальной сфере, благотворительности. Следуя политике Президентов России и Чувашии, мы должны сделать родную республику не только самой образованной, но и нравственно воспитанной. Не случайно воспитание духовности в молодежной среде основное направление деятельности Чувашского госуниверситета. Многотысячный коллектив аlma mater готов поделиться опытом в совершенствовании образовательной деятельности ведущего вуза республики, приобретении новых знаний по обсуждаемым в верхах вопросам, преодолении мирового финансового кризиса.
Мы не только объединяем усилия по выходу из кризисной ситуации, но и рассматриваем вопросы реформирования экономических отношений в целом, создания новой финансовой стратегии на ближайшее будущее. А совместная работа в данном направлении может быть продуктивна, на мой взгляд, только в том случае, если основана на общечеловеческих ценностях, нормах морали и права. Яркий тому пример  сотрудничество с видными представителями общественных организаций, движений, партий.
Так 20 мая 2009 года в зале заседаний Ученого совета Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственные аспекты мирового финансово-экономического кризиса», в работе которой приняли участие Председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» А.И. Буркин; ректор Чебоксарского духовного училища отец Михаил; заслуженный художник России и Чувашии, Почетный доктор ЧГУ Р.Ф. Федоров, студенты и преподаватели ЧГУ и других вузов республики, а также представители СМИ Чувашии.
Идея проведения конференции родилась на испанской земле во время моего пребывания в составе правительственной делегации.  2-3 марта с.г. в Мадриде в рамках государственного визита Президента РФ Д.А. Медведева в Испанию, когда состоялась первая в истории встреча ректоров ведущих вузов России, Испании и латиноамериканских стран. Именно тогда Дмитрий Анатольевич, отметив в своем выступлении на форуме исключительную значимость укрепления дружбы между народами, развития системы высшего образования, повышения эффективности деятельности вузов по подготовке конкурентоспособных специалистов, обратился к ректорам ведущих вузов с предложением развития дискуссии о реформировании экономических отношений, о создании новой финансовой стратегии. У этого кризиса пока не вполне понятные закономерности и не вполне понятная периодичность, отметил Президент России. Значит, нужно постараться вскрыть эти закономерности…
Председатель Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная», член Общественных советов Центрального федерального округа и Министерства юстиции Российской Федерации А.И. Буркин в свою очередь  подчеркнул, что в Чувашии создан уникальный в своем роде вариант развития системы образования – поистине народный университет, представляющий собой динамично развивающийся комплекс с разветвленной сетью филиалов, научно-образовательных центров, представительств в сельских районах и малых городах республики. Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова – центр научной мысли, эталон формирования элиты современного общества. Наша задача – присоединиться к вам, объединить усилия, ибо консолидация – залог успешного светлого будущего, – отметил тогда Александр Иванович.

За 45 лет, как мы все убеждаемся воочию, ЧувГУ в частности и Чувашия в целом претерпели огромные позитивные изменения в экономике, социальной сфере, культуре и других жизненно важных для республики и страны направлениях. Все добрые, позитивные дела начинаются с лидера. А в годы президентства Николая Федорова в республике создано то, о чем многие регионы могут только мечтать.
Это и газификация населенных пунктов, и создание сети асфальтированных дорог, и доступность современных информационно-коммуникационных технологий, и оснащение современным оборудованием учреждений здравоохранения, и, что особенно важно для нас, представителей системы образования, формирование продвинутой инновационной системы образования.
Как экономисту, особо хотелось бы выделить инвестиционную привлекательность республики. Благодаря четко сформулированным стратегическим задачам, поставленным руководством республики, инвестиции  как отечественные, так и зарубежные  привлекались даже в то время, когда в других регионах происходил отток капитала, поскольку в этом деле очень важны стабильность, надежность, благоприятная деловая атмосфера в регионе. Принятые Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. и Стратегии развития образования Чувашской Республики до 2040 г. являются уникальными документами, так как в них представлены реальные перспективные планы практически по всем сферам жизнедеятельности республики.
Если взять конкретно Стратегию развития образования в ЧР до 2040 года, она направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии республики, долгосрочный вектор развития ее интеллектуального потенциала.
Как работник системы высшего образования, отмечу, что главная цель данных программных документов неразрывно связана с процессами образования, науки, воспитания духовно-нравственной личности. Будущее, несомненно, видится в интеграции науки и образования с реальным сектором экономики. Как правильно отмечается руководителями республики, интеллектуальный потенциал  это важнейшее национальное достояние, которое дороже всех золотых приисков и нефтяных месторождений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Согласитесь, раньше мало кто был знаком с Чувашской Республикой, не в пример с нефтедобывающими Татарстаном или Башкортостаном. Сегодня Чебоксары, Чувашию хорошо знают и за рубежом, потому что авторитет первого президента, а значит, республики и чувашского народа, высок и на мировом уровне. Это, в свою очередь, создает мощную привлекательную среду, положительную духовно-нравственную ауру для плодотворной работы, позволяет решать самые сложные вопросы. Как бывший ректор, а ныне президент высшего учебного заведения отмечу и следующее. Позитивные изменения в деятельности Чувашского госуниверситета и других вузов Чувашии были бы невозможны без всемерной поддержки президента республики Н. Федорова (ныне  Председателя Совета директоров Фонда Институт социально-экономических и политических исследований). В 1980-1982 и 1985-1989 годах он, кстати, работал преподавателем в ЧувГУ. Специалист в области конституционного права и регионологии; автор более ста научных работ и ряда книг по вопросам демократического и федеративного устройства государства, свободы печати, независимой судебной власти, экономической политики.
Это очень важно, ибо президент, как учитель, директор школы, руководитель вуза вникает в глубинные процессы образования, разбирается во всех его деталях. Чему способствуют его глубокие знания как кандидата юридических наук, доктора экономических наук, профессора, почетного академика Российской академии образования. Именно благодаря личному участию главы республики, в Чувашии сегодня создан и, по оценкам руководителей федеральных органов государственной власти, успешно функционирует уникальная социально ориентированная модель системы образования.
Отрадно, что нынешний президент Чувашии Михаил Игнатьев также уделяет вопросам образования пристальное внимание, часто посещает вузы, присутствует на мероприятиях, подает добрый пример студентам и профессорско-преподавательскому составу. Он после избрания его президентом республики первое свое выступление организовал перед преподавателями и студентами ЧувГУ. Чебоксары  город, в котором проживает около 100 тысяч студентов,  своеобразное, небольшое, но динамичное государство, которое с каждым годом растет, развивается и стремится к новым целям. Согласитесь, всемерная поддержка руководства республики и вуза, проявление искренней заботы помогают осознавать, что учеба  это труд на благо родной Чувашии, что, несомненно, создает благоприятную обстановку для всестороннего развития каждого студента, помогает осуществить мечты, реализовать порой амбициозные планы, выработать активную гражданскую позицию.
Продолжая духовно-нравственную тематику, нельзя не вспомнить события шестнадцатилетней давности, когда в 1992 году в сквере перед новым корпусом Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова был открыт памятник Дружбы студентов всех национальностей, обучающихся в ЧувГУ и других вузах Чувашии. Учитывая то, что только в Чувашском госуниверситете гранит науки штудируют представители из 56 регионов РФ и более 30 зарубежных стран, памятник также является своеобразным символом доброты и единения. Скульптурный ансамбль Единение народов и культур, открытый 6 мая 2008 года в Парке 500-летия г. Чебоксары (хотя и не было до сих пор у нас в Чувашии такого монументального архитектурного комплекса), это своеобразное продолжение вышеназванных благотворительных мероприятий. На самом же деле памятник являет собою величественный монумент, в основании которого  восьмигранник с начертанными на нем рельефными буквами народными изречениями о любви, мире, дружбе и вере в добро. Центральная часть композиции  фигуры женщин, которые возносят к небу чашу в виде прекрасного цветка лотоса. Его лепестки  символы религиозных конфессий. Только в Чувашии их более десятка, а по официальным данным в республике сегодня проживают представители 97 национальностей. И как тут не вспомнить слова Владимира Путина, который еще в 2004 году во время визита в Чувашию отметил следующее: Чувашия являет собой очень хороший пример, поскольку здесь не только чисто формально, но и юридически созданы хорошие основы для взаимодействия между людьми разных национальностей. Работают, функционируют различные объединения, которые поддерживаются президентом республики. Здесь реально функционирует все то, чего мы должны добиваться и в других регионах Российской Федерации. Прошло семь лет, и ситуация изменилась только в лучшую сторону. Отрадно, что частым гостем вуза был и Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. В ходе встреч проходили беседы о духовном возрождении общества, духовно-нравственном воспитании, путях преодоления нравственного нигилизма, а также особой миссии в этой связи высших учебных заведений, роли Чувашского госуниверситета в формировании Человека нового поколения, способного и готового на добрые дела и поступки. Конечно, что уж скрывать, в нашей повседневной суматошной жизни не всегда все идеально, и все же, смею заверить, среди студенческой молодежи очень много талантливых, умных, креативных ребят, на которых, безусловно, подобные встречи оказывали только позитивное влияние. Так крепло и развивалось сотрудничество светской и духовной школ. Неслучайно воспитание духовности и нравственности в молодежной среде основное направление деятельности Чувашского госуниверситета.
Образование, как любая динамичная система, постоянно требует обновления, развития. Оно должно опережающе развиваться, соответствовать требованиям времени. Это естественный процесс. Не надо рассматривать реформы в высшем образовании, реструктуризацию учебных заведений, другие эксперименты только с негативной, критической точки зрения. Некоторым людям, привыкшим жить по-старому, очень многое, может быть, не нравится. Но следует понять, что время не стоит на месте, идет вперед, соответственно должны меняться люди и общество в целом. Наши дети смотрят на мир, мыслят во многом по-другому. Поэтому и возникает необходимость двигаться в ногу со временем, совершенствоваться, генерировать новые идеи, реализовывать, претворять их в жизнь. В этом плане Чувашия, благодаря своему руководству, всегда была генератором идей и была экспериментальной площадкой многих российских и международных проектов. Вообще, ученые считают, что в мире нет идеальной системы образования. В каждой стране она строится на базе своей экономики, культурных ценностей, традиций, а дать обучающимся фундаментальное образование  основополагающая задача. Надеюсь, что реформы в системе высшего образования позволят целенаправленно сконцентрировать имеющиеся ресурсы и улучшить качество подготовки специалистов.
Помню, как первый президент республики, выступая на конференции работников образования, отметил: «К образованию нельзя относиться только как к накоплению знаний. В современных условиях это, прежде всего, развитие аналитических способностей и критического мышления учеников, таких качеств, как осмысление и обработка информации, развитие навыков решения задач проблемного характера, самостоятельного обучения, проявления инициативы....»
Сказанное непосредственно относится и к делу подготовки высококвалифицированных специалистов, которые нужны новой эпохе  эпохе больших перемен в России, формирования новой экономически и духовно стабильной Чувашии.

ОБРАЗОВАНИЕ – ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ

ЧувГУ вуз многопрофильный. К началу XXI века он обрел известность как крупный, динамично развивающийся образовательный, научный и культурный центр Приволжского федерального округа. Семнадцать лет назад была определена и стратегия ЧувГУ по развитию инновационной деятельности, созданию в Чувашии социально-ориентированной системы непрерывного образования. Это главная задача вуза. Ведь хорошее образование, как известно, за деньги не купишь. Качество обучения всегда было и будет основным критерием в подготовке специалистов новой генерации.
Как бывший председатель Совета ректоров вузов, расположенных на территории Чувашии, ответственно заявляю, что Правительство Чувашии и непосредственно президент всегда уделяли самое пристальное внимание вопросам образования, начиная с детских садов и завершая высшими учебными заведениями. Это и понятно, ведь вузы являются локомотивами социально-экономического развития регионов. А университет, в первую очередь, является учебным заведением, должен готовить специалистов мирового уровня.
Но подготовка конкурентоспособных кадров возможна лишь тогда, когда преподаватели сами владеют современными достижениями науки и техники. Если это не происходит, если студент не получает должную информацию, в итоге из стен вуза выходит посредственный специалист.
Сегодня в мире роль образования все больше возрастает. Импонирует, что взятый нынешним руководством Российского государства и Чувашской Республики курс на дальнейшее развитие системы образования в полной мере отвечает чаяниям народа, в том числе и устремлениям коллектива Чувашского госуниверситета. Мощным импульсом дальнейшего совершенствования образовательной сферы стал беспрецедентный по своей сути и масштабам национальный проект Образование, стартовавший почти год назад. Искренняя заинтересованность, активное участие педагогического сообщества страны в этой программе, первые полученные результаты показали нашу способность совместными усилиями решать самые сложные задачи, стоящие перед отечественным образованием, перед страной в целом.
Вузы, постоянно твердил первый президент ЧР и, кстати, Почетный доктор ЧувГУ Н. Федоров,  это настолько значимое явление в жизни города и республики, что пускать всю работу самотеком просто нельзя, всё это оказывает колоссальное влияние и на все стороны нашей жизни. Требования работодателей очень высокие. Им нужен не только высококвалифицированный специалист, а, как они говорят, очень высококвалифицированный. Им надо, чтобы он был еще коммуникабельный, обладал хорошими человеческими качествами, был лидером. В этой связи Чувашский госуниверситет считает вопрос качества подготовки специалистов одной из своих главных задач.
Жизнь быстро развивается, меняется. Возрастают требования руководства республики к научному потенциалу университета, его научно-исследовательским, опытно-конструкторским успехам или, где-то, неуспехам. Мы все это хорошо понимаем. Опора на интеллектуальные ресурсы  основное направление реформ республики.
Об этом можно прочитать в книге «Образование  основа для решения социально-экономических проблем», написанной первым президентом Чувашии. Редко какой регион может похвастаться тем, что руководитель региона анализирует состояние образования, не так ли. И, что приятно, там мало страниц, где бы не говорилось о роли и месте Чувашского госуниверситета в развитии системы образования. Думаю, что это самая лучшая оценка всего коллектива ЧувГУ.
Вообще, считаю, что человек, если хочет руководить, должен иметь на это моральное право  быть умнее, сильнее, талантливее, человечнее. Руководитель должен видеть, слышать и мыслить дальше, глубже, лучше... Какие приоритеты для себя определил В свое время, будучи вице-президентом, работая бок о бок с первым президентом ЧР, который, несмотря на молодость, уже был министром юстиции РФ, также набирался опыта. Я благодарен Николаю Васильевичу, что имел возможность трудиться вместе с ним. Будучи спикером парламента, народным избранником, выполняя на высоких государственных должностях другие обязанности, увы, мне приходилось сталкиваться с людьми и другой категории  недальновидными, безответственными, не умеющими четко выступать, логически мыслить. Как они могут руководить людьми, как можно доверить таким горе руководителям человеческие судьбы! На мой взгляд, руководитель должен быть объективным, порядочным, ответственным, хорошим стратегом, а также  понимающим, гуманным. Нельзя требовать от другого того, чего сам не даешь, не показываешь положительный опыт.
Для успешного выполнения функции крупномасштабного руководителя человек должен обладать, по крайней мере, тремя основными качествами: организаторским талантом; большим гуманизмом; великолепным профессиональным мастерством. Хочу подчеркнуть, что в Н. Федорове эти качества синхронно сочетаются и дают ему возможность удачно осуществлять руководство любым подразделением. При этом основное направление управления –  улучшение условий труда, учебы и жизни вверенных людей, о чем свидетельствует наша повседневная жизнь.
В этом мы, ректора вузов Чувашии, убеждались не раз, так как глава республики был частым гостем, а нередко и главным инициатором, вдохновителем, организатором многих крупномасштабных образовательных форумов с участием российских и зарубежных ученых.
Николай Васильевич виртуозно владеет способами и методами стратегического и тактического управления коллективами людей. Редко кто обладает такими способностями.

КАЖДЫЙ НАРОД ВЕЛИК ПО-СВОЕМУ

Помнится, 2006-й год нашим чувашским президентом был объявлен Годом духовного просвещения в Чувашской Республике. «Чувашия  и исторически, и географически, и этнически  находится на стыке цивилизаций. Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что все-таки и главное, и основа для счастья и гармонии  это духовность. Только сила духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего...» – говорилось в Послании Госсовету. Была взята установка уделять особое внимание интеллектуальному и нравственному развитию личности, что затем скрупулезно и умело претворялось в жизнь.
А еще ранее, в 1994 году Н.Федоров вернулся из Москвы и приступил к исполнению обязанностей президента, его встречали тысячи бастующих заводчан из бартерной экономики, поскольку они по году не видели зарплат, многотысячные митинги пенсионеров, поскольку они по несколько месяцев не получали пенсии, а столица Чувашии, которую сейчас называют Жемчужиной Поволжья, встретила безобразной свалкой строительного и прочего мусора и болотом в центре города.
Сейчас там главное место отдыха и чебоксарцев, и всех гостей, где за эти годы построены дорога к Храму, великолепные фонтаны, восстановлен из руин СвятоТроицкий монастырь, созданы бульвары купца Ефремова, Президентский, Геологический музей, скульптурная композиция, посвященная матерям Чувашии, современный комплекс речного порта (единственный в стране за последние 30 лет!), заново  Национальный музей и др. Да что говорить, изменилось отношение людей друг к другу. И многие уже думают, что в Чебоксарах всё это было всегда.
Грандиозные изменения произошли и в системе образования республики. Проведена комплексная модернизация системы образования. Сделано это в соответствии с республиканской программой Новая школа, разработанной нами еще в 1996 году, и продолжается работа уже на основе Стратегии развития образования в Чувашии до 2040 года.
Важной составляющей зоной станет научно-исследовательский центр, специализирующийся на проблемах солнечной энергетики, нано-технологий, силиконовых составов, смесей и биотехнологий. Также решили переместить сюда Центр коллективного пользования Чувашской Республики. Все это непосредственно связано с человеческим фактором. Чувашия была объявлена зоной здорового образа жизни.
Таким образом, благодаря активной поддержке здорового образа и спортивного стиля жизни, доля населения Чувашии, систематически занимающегося физической культурой и спортом, возросла с 16% в 2000 году до 26% в 2009 году. Сегодня завершается строительство сети физкультурно-спортивных комплексов, охватывающей всю республику,  по сути Дворцов спорта и культуры во всех районах и городах. Это все  результат целенаправленной государственной политики.
Первый президент Чувашии всегда старался сделать так, чтобы народ Чувашии высоко поднял голову. Ради этого, где бы ни работал: в Кремле, Верховном Совете Союза ССР, РСФСР как депутат, как министр юстиции России, в Государственной Думе, Совете Федерации, в Совете Европы в Страсбурге как представитель Российской Федерации в течение шести лет, пытался возвысить свою Чувашию политически, культурно, духовно, экономически.
Стремился усилить значимость Чувашии и для мирового сообщества, укрепить авторитет, уверенность и достоинство своих соотечественников  жителей Чувашии.  И его позиция все годы была предельно открытой и честной. Он делал все, чтобы Чувашия плыла и не по течению, и не против течения, а туда, куда ей, нам надо. Защищал идеалы демократии, свободы личности, прав человека, идеалы цивилизованного и прогрессивного мира, идеалы развитой и просвещенной личности, идеалы федеративного и социального государства.
– Нет малых территорий, малых народов, наций. Каждый народ по-своему велик и могущественен. Все зависит от уважения собственного человеческого достоинства, уровня духовных и интеллектуальных притязаний, культуры, умения правильно распоряжаться достижениями цивилизации.
Нам, живущим в Чувашии, нельзя забывать жизнь, я бы сказал,  житие великого просветителя народов Волги и Урала и патриарха чувашского народа Ивана Яковлева, его уроки и его Завещание чувашскому народу. Он говорил: «Долг работать над просвещением чуваш лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву, заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа».
Поддержка науки и образования для Чувашии является, безусловно, приоритетным направлением, и эта стратегическая линия в нашей политике будет продолжена самым активным образом, потому что образование  главная дорога нашего народа в третье тысячелетие. И строительство здесь будет продолжено  и школ, и вузов  без потери темпов, взятых в республике за последние годы. И мы занимаемся этим строительством. Ибо это и мечты, и дела Яковлева,  подчеркивал Николай Федоров и был совершенно прав.
Невозможно не отметить, что деятельность коллектива университета по духовному воспитанию сформировалась на основе богатого творческого наследия патриарха чувашского народа Ивана Яковлева, который, как известно, огромное внимание уделял вопросам воспитания личности. Кропотливой и скрупулезной работе по увековечению его памяти в ЧувГУ было отдано много сил и времени. Исторический и библиографический материал, публикуемый в книгах, издаваемых университетом, призван восполнить тот нравственный вакуум, который возник на волне реформ. Иван Яковлев, который ратовал за образование беднейших слоев населения, стал в нашем вузе символом борьбы с иждивенческими настроениями в обществе, косностью и равнодушием, стремлением к безразличию, пассивности.
Чувашия перспективная модель развития Российской Федерации, где, как отметил в начале статьи, ставка делается не на использование сырьевых ресурсов, а на развитие интеллектуального потенциала. Одно из важнейших направлений работы с молодежью  создание разветвленной системы поиска и поддержки талантов, лидеров, активистов. Институт президентских стипендий, сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, общественные организации  все это обеспечивает равные условия для открытой конкуренции.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОВАННОСТЬЮ

Как руководителю, долгие годы работающему в системе высшего образования, хотелось бы заметить следующее. Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности. Модернизация системы образования Чувашской Республики во многом опережала общероссийскую и основывалась на общемировых тенденциях и стандартах, была направлена на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и создание равных возможностей для получения качественного образования.
Но нам нельзя останавливаться на достигнутом, необходима полная интеграция в мировое образовательное пространство, а это требует поднятия системы образования на международный уровень. Вспоминаются слова И.Калины, занимавшего тогда пост заместителя министра образования и науки: Нельзя говорить о том, что Чувашия начала модернизировать образование под воздействием национальных проектов. Это неправда. Чувашия одной из первых, может быть вообще самой первой в стране, начала комплексно решать вопросы модернизации образования. И успешно продолжает этот процесс. Действительно, именно наша республика стала экспериментальной площадкой во многих направлениях, а Чувашский госуниверситет был активным их участником.
К примеру, Чувашия  один из продвинутых регионов в развитии информационных технологий в стране, электронного правительства в частности. Созданный 15 лет назад портал органов власти Чувашской Республики заложил основу единого информационного пространства для власти и общества, позволил правительству Чувашии контактировать с муниципальными образованиями в режиме онлайн.
Чувашия, а именно ЧувГУ, была в числе пионеров по участии в эксперименте по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ), а затем и ЕГЭГИФО.
В начале 90х годов в стране начался переход к рыночной экономике, а в вузах вводилась многоуровневая система образования. Новые условия в обществе диктовали необходимость новых подходов в организации системы образования. Нужно было рассмотреть образование не только как просвещение своего народа, как подготовку высококвалифицированных кадров, но и как форму социальной защиты широких слоев населения. Мы отлично понимали, что по сравнению с городскими учащиеся сельских школ объективно имеют меньше возможностей для соответствующей подготовки к вступительным экзаменам в вуз. Открытие при ЧувГУ центров довузовской подготовки учащихся в сельских районах республики, гимназии для одаренных детей, школы будущего инженера, академии юных менеджеров...  во всем этом принимали участие все члены дружной корпорации университета.
Я всегда говорил и говорю, что наши студенты  самые лучшие. Будучи ректором, часто встречался со студенческим активом университета и убеждался в этом еще сильнее. Впечатляют научные достижения наших студентов. В этом направлении успешно работает студенческое научное общество.
Согласно решению Ученого совета студенты поощряются и материально. Стараемся, чтобы вопросы социальной защиты и оздоровления студентов всегда были в центре внимания. Предоставляем им возможность поправить здоровье в санатории или профилактории ЧувГУ, лечебная база которого непрерывно совершенствуется, при необходимости ребята проходили курс лечения в университетском Центре здоровья.
Были случаи, когда только за два года в здравницах, домах отдыха и экскурсионных поездках побывали более 4 тыс. человек. Это  студенты отличники, студенты активисты, студенты спортсмены, ребята из малообеспеченных семей. Несколько заездов были организованы специально для студентов сирот и инвалидов. Надо отметить, все путевки  бесплатные! Растет внимание и забота к коллективу, но заметно, что повышаются и требования к каждому преподавателю и студенту.
В условиях жестких рыночных отношений система образования в целом, в том числе и высшего, требует совершенствования, как качества организации учебного процесса, так и оплаты труда, чтобы каждый был заинтересован в конечном результате своего вклада в общее дело. Действительно, не остается без внимания ни один член коллектива. Отрадно отметить, что, начиная с 1990 года, в вузе ни разу не было задержки выплаты зарплаты и стипендий.
Доброй традицией стала и выплата надбавок тем, кто добросовестно, не жалея сил и времени, трудится на благо развития университетского комплекса. В вузе считают, что в условиях жестких рыночных отношений система образования в целом, в том числе и высшего, требует совершенствования как качества организации учебного процесса, так и оплаты труда, чтобы каждый был заинтересован в конечном результате своего вклада в общее дело.
Особое внимание уделяется молодежи. В первую очередь стараются помочь ребятам из малообеспеченных семей, инвалидам, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, участвовал в боевых действиях. В зоне повышенного внимания многодетные, молодые студенческие семьи. Студенты, особо отличившиеся в учебе, научно-исследовательской работе, получают именные и персональные стипендии. Дважды в год, после сессии, по представлению студенческого совета Ученый совет университета утверждает списки стипендиатов. Деньги для этих целей поступают из внебюджетных средств вуза. Особой заботой окружены студенты, оставшиеся без попечения родителей, сироты.
В Чувашском госуниверситете уже свыше десяти лет практикуется перевод студентов, обучающихся на отлично, активно занимающихся общественной работой, представителей социально незащищенной категории с контрактной формы обучения на бюджетную. Действительно, социальная политика  уверенность в завтрашнем дне. Руководство вуза и ныне исходит из генеральной цели деятельности университета подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
Выпускник вуза должен быть готов адекватно реагировать на быстрое изменение производственных технологий, уметь трудиться с высокой интенсивностью, что влечет за собой повышенные умственные и физические нагрузки. Очевидно, что все это требует, так сказать, здоровья высокой прочности. Создать этот задел, научиться правильно жить молодой человек должен еще во время учебы. Важнейшими условиями сохранения и укрепления здоровья являются занятия физической культурой и спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек, своевременные профилактика и лечение заболеваний.
Чтобы помочь студентам в этом деле, в университете организуется комплекс различных социально ориентированных мероприятий. Особые слова благодарности хочу высказать профессорам, всем преподавателям медицинского института нашего университета за неоценимую бесплатную медпомощь престарелым и детям в сельской местности. Было обследовано более 25 тысяч пациентов. Казалось бы, будто все так и должно быть, но чего это стоило, знают лишь некоторые. В том числе  первый и нынешний президенты республики, которые всегда ратовали за благополучие своего народа, подрастающего поколения, в руках которого, как бы банально это ни звучало,  будущее нации, национального генофонда республики и страны.
Добрую традицию поддержки системы образования республики, в настоящее время проводит нынешний президент республики Михаил Игнатьев. Следовательно, стратегическая  линия развития образования продолжается  в этом залог успеха социально-экономического развития республики.

 

 

 
 
121019 Москва, ул. Новый Арбат, д. 7-а. Тел: (495) 697-7888, E-mail: ros-prav@ya.ru