ВЕЛИКАЯ КРЕМЛЕВСКАЯ ЛАВРА - ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ
(
1365-1929)

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК УСТАНОВЛЕН 4 НОЯБРЯ 2009 ГОДА

ВЕЛИКАЯ КРЕМЛЕВСКАЯ ЛАВРА - ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ
Территория Московского Кремля

Даже в России с ее многочисленными знаменитыми обителями Кремлевский Чудов монастырь занимает совершенно особое место. История обители неразрывно связана с историей превращения Московского княжества в Русское Царство. По значению для Русской церкви, по обилию Святости, Чудов монастырь стоит в одном ряду с Лаврой пребодобного Сергия, Оптиной Пустынью, Соловецким и Валаамским монастырями.
Основана обитель Святителем Алексием московским, чья жизнь пролегла от становления Московского княжества в правление Ивана Калиты - до кануна Куликовской битвы (Святитель почил в 1378 году). Житие митрополита Алексия сообщает, что в 1357 году он был вызван в Орду ханом Джинибеком, мать которого, Тайдула, страдала от болезни глаз. Перед поездкой Святитель помолился в Успенском Кремлевском соборе перед мощами Святого митрополита Петра московского. «И свеча у гроба чудотворца зажглась сама собою, и все видели сие чудо».
Святитель Алексий взял часть этой свечи с собой в Орду. Прибыв в ханскую ставку, великий архиерей совершил молебен, зажег чудесную свечу, окропил глаза Тайдулы святой водой, и царица тотчас излечилась. Хан и его мать щедро наградили святителя и его спутников. От Джинибека Алексий получил перстень, который до 1917 года хранился в Патриаршей ризнице, а также участок в московском Кремле, где находилось ханское посольское подворье. На этом месте в 1365 году Святитель Алексий основал монастырь в честь Архангела Михаила и воспоминания его чуда, бывшего в Хонях.
День празднования чуда Михаила Архангела приходится на 6-ое сентября (старый стиль), и, возможно, именно в этот день по молитвам митрополита была исцелена Тайдула. Святитель очень любил новопостроенную обитель и завещал похоронить себя у алтаря построенного им Михайловского храма. В дальнейшем этот храм несколько раз перестраивался, и в 1405 году у его фундамента были обретены нетленные мощи Святителя.
В 1501 году по указу Великого князя Ивана III, на месте пришедшего в ветхость храма началось возведение нового, который был освящен в 1503 году. Этот храм стал одним из шедевров русского зодчества. В монографии «История русского искусства» сообщается, что при возведении этой церкви «с наибольшим совершенством оказались использованными новые архитектурные формы, сложившиеся в Москве в результате глубоких идейных cдвигов и работы зодчих различных художественных направлений». Чудовский храм стал образцом для строительства многих иных церквей на Руси.
В 1485 году Чудовский архимандрит Геннадий, будущий Новгородский архиепископ, который очень почитал Свя-тителя Алексия, выстроил в обители Алексиевскую церковь. Почти через 200
лет, в 1680 году, на месте этого храма, другой Чудовский архимандрит Адриан (в будущем последний предсинодальный патриарх), возвел новую церковь в память Святителя Алексия московского, по чертежу, присланному царем Федором Алексеевичем.
Дабы не нарушать строгость монас-тырских правил, вход в Алексиевскую церковь для женщин был закрыт. В 1839 году в этом храме по рисунку М.Д. Быковского был устроен новый бронзовый иконостас, получивший всероссийскую известность. Царские врата были изготовлены из серебра известной ювелирной фирмой Сазикова. Небольшая арка отделяла церковь Святителя Алексия от находящегося с ним под одной крышей храма Благовещения Пресвятые Богородицы. Обе церкви возводили одновременно. В 1780 году к Алекси-евскому храму пристроили высокое крыльцо, исполненное в готическом стиле известнейшим русским архитектором Казаковым. В Алексиевской церкви, по приказу императора Николая I были помещены трофеи русско-персидской войны 1826-1828 годов.
В Чудовом монастыре был погребен один из московских святителей - митрополит Алексий, почитавшийся в истории русского государства и Русской Православной Церкви наравне с именем первого московского митрополита Петра. Митрополитом Алексием было основано несколько монастырей, в том числе и Чудов монастырь, в котором Алексий завещал себя похоронить. Первоначально прах его покоился в главном храме монастыря Чуда Архангела Михаила. В конце XV в., после канонизации, его мощи были перенесены во вновь построенную церковь Алексия митрополита...
В конце XVII в. на месте старого храма была возведена новая Алексеевская церковь, в которую перенесли мощи святителя … Рака митрополита установ-лена в храме близ алтаря рядом с захоронением хранится священническое облачение митрополита.
Четвертым храмом обители была церковь, посвященная Святому Апостолу Андрею Первозванному, которую также возвели при архимандрите Адриане. Храм упразднили в 1814 году, но вновь открыли в 1881, в качестве домой церкви московских архиереев. Кроме того, в обители существовало еще два, затем упраздненных храма церковь Святой Преподобной мученицы Евдоксии, освященная в 1556 году в присутствии царя Иоанна Грозного, и церковь Святых мучеников Платона и Романа.
В разное время в Чудовом монастыре были заключены три русских первоиерарха митрополиты Исидор и Игнатий, а также Святитель Гермоген. Исидор русский митрополит из греков, в качестве Пред-стоятеля русской церкви присутствовал на Ферарро-флорентийском Соборе, куда отправился с обозом в 200 лошадей, захватив с собой товары на продажу. Исидор подписал акт Собора об объединении церквей под главенством Папы римского и принудил к этому сопровождавшего его Суздальского епископа Авраамия. Возвратившись на Русь, Исидор после литургии 19 марта 1441 года приказал дьякону прочитать с амвона акт унии. Великий князь Василий II громогласно обличил Исидора и приказал заключить его в Чудовом монастыре. 15 сентября этого же года бывший митро-полит бежал в Литву, а затем и в Рим.
Чудов монастырь оказался в центре дрматических событий смутного времени. Кроме побывавших в Чудовских темницах патриархов Гермогена и Игнатия с обителью тесно связаны имена Василия Шуйского и Лжедимитрия I. Бывший Чудовский инок Григорий Отрепьев бежал в Польшу и, выдав себя за спасенного царевича Димитрия, сумел захватить русский престол. Через год против самозванца был составлен боярский заговор. Лжедмитрий был убит, а царем провозглашен вождь этого заговора Василий Шуйский. В качестве правителя Шуйский оказался слабым и непопу-лярным. Известный историк Н.И. Косто-маров так описывает внешность царя Василия: «Это был худенький приземис-тый, сгорбленный старичок, с больными подслеповатыми глазами, горбатым носом, большим ртом, морщинистым лицом, редкою бородкой и волосами». Против Шуйского постоянно составлялись заговоры, бунтовало и московское население. В феврале 1609 года царь был спасен патриархом Гермогеном, уговорив-шим собравшуюся на Красной площади толпу - разойтись. Но все-таки Шуйский был вынужден оставить престол и его насильно постригли в Чудовом монастыре.
В Чудовом монастыре обрел муче-нический венец Святитель Геромоген, Патриарх Московский и всея Руси. Твердый и неустрашимый защитник православия, он не боялся угроз поляков и русских изменников, не поддавался лести и уговорам. Как писал Костомаров, Святитель Гермоген «был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служив-ший своим убеждениям, а не личным видам». Когда к Москве подходило первое ополчение, бояре-изменники стали требовать от Святителя остановить поход, на что Геромоген ответил: «Я их благослов-ляю против вас стояти и помереть за православную христианскую веру». Нахо-дясь под арестом Святитель рассылал грамоты с призывом освободить Русь Святую от захватчиков папистов и изменников. Не сумевши испугать великого борца за веру, враги уморили его голодом. По преданию поляки давали «страдальцу Христову нечеловеческую пищу на неделю сноп овса» и после кончины мученика этот нетронутый овес расцвел». Мученическая смерть Патри-арха подняла народ и уже через год Земским Собором был избран на царский престол предложенный ранее Патриархом Гермогеном юный Михаил Романов. Тело священномученика торжественно погребли в Чудовом монастыре, а в 1652 году с почестями перенесли в Успенский Собор. В 1913 году, когда праздновалось 300-летие династии Романовых, священномученик Патриарх Гермоген был причислен к лику Святых, ибо «Пастырь добрый полагает душу свою за овец своих». А лжепастырь грек Игнатий, которого изменники ставили патриархом вместо Святителя Гермогена, бежал в Литву.
В 1917 году большевики начали расстрел Кремля из пушек, шесть тяжелых артиллерийских снарядов попало в монастырский фасад. В это время в Чудовом монастыре находился Петроградский митрополит, священномученик Вениамин, несколько других архиереев и Зосимовский старец Алексий. Они вместе с братией монастыря совершали моления под грохот пушек. В 1918 году в Кремле обосновалось большевистское правительство, тут же начавшее изгонять иноков, ибо по воспоминаниям первого большевистского коменданта Кремля Малькова «…больше всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах». В 1919 году, после изгнания монашествующих, в Чудовом монастыре разместился кооператив «Коммунист», а затем - пулеметные курсы. В декабре 1929 года прекрасный древний монастырь был полностью уничтожен.

  Подробнее  


  Фотоальбом  

  Видеорепортаж